Работая над статьями о А. С. Пушкине, я вспоминал, какие стихи мы учили в каждом классе советской школы, какие фильмы мы смотрели с восхищением в детстве. Нашёл в интернете советский фильм «Руслан и Людмила» режиссёра Александра Птушко. Он прославил себя экранизацией русских сказок. «Каменный цветок», «Илья Муромец». В советские времена фильм про Руслана посмотрели более 34 млн. зрителей.
А. С. Пушкин опубликовал свою знаменитую поэму «РУСЛАН и ЛЮДМИЛА» летом 1820 года. Над этой русской волшебной сказкой, начатую ещё в лицее, он работал с 1818 года. На Кавказе он дополнил её Эпилогом («Так, мира житель равнодушный…»). В 1828 году Пушкин во втором издании поэмы, добавил эпилог и вновь написанный знаменитый «пролог» («У лукоморья дуб зелёный…»), а также сократил многие эротические эпизоды и лирические отступления. Уж какой русский не учил наизусть в школе про «кота учёного», который ходил по цепи кругом?!
1
В те дни, в которые наш 21-летний Пушкин гулял по Гурзуфу и его окрестностям, объездил Крым, в Санкт-Петербурге сцепились в нешуточном противоборстве критики и писатели. Одни - ПОБОРНИКИ НОВОГО - восхищались поэмой, другие - слепые поклонники старины, ПОЧТЕННЫЕ КОЛПАКИ, - не могли смириться с появлением в русской литературе талантливейшего молодого поэта, ломавшего устоявшиеся литературные нормы и формы. Шла борьба между старыми новым. Она продолжалась более двух десятилетий, писал в своих знаменитых статьях о Пушкине русский гениальный критик В. Г. Белинский.
На самом деле эта борьба продолжается уже 200 лет. Разве исчезли желающие «ПРОГУЛЯТЬСЯ» то с Пушкиным, то с Гоголем в конце ХХ столетия? «Гнусность, глупость, какая-то злость, какая-то самонадеянность и еще глухость, и еще глупость — вот что» писал об этих «гуляках» Н. Тургенев.
Вот что об этой борьбе, разгоревшейся в критике, рассказывается в «Летописи жизни и творчества А.С. Пушкина»:
— Август, 21. В «Сыне Отечества» ( No 34. С. 12—32) напечатан «Разбор поэмы: Руслан и Людмила, сочинение Александра Пушкина».
— Август, 21—Сентябрь, 11. Петербург. Приятели Пушкина, в том числе Кюхельбекер, считают, что разбор поэмы «Руслан и Людмила», публикуемый Воейковым в «Сыне Отечества», есть «образец... зло намеренности» .
—Август, 2 2 ...Сентябрь, 12. Петербург. Один из журнальных критиков «Руслана и Людмилы» выводит Крылова «из его равнодушия». На другой же день он посылает «к какому-то журналисту» эпиграмму «Напрасно говорят, что критика легка».
— Август, 27. Петербург. Объявление (от Гнедича) в «Санктпетербургских Ведомостях» (No 69. С. 853) о продаже «Руслана и Людмилы» в книжных магазинах Слёнина, Заикина и Глазунова с указанием, что «о достоинстве сего превосходного произведения отечественной словесности напечатана в журнале „Сын Отечества” подробная статья».
— Сентябрь, 13. Петербург. А.Е. Измаилов пишет П.Л. Яковлеву в Оренбург: «...нового в литературе ничего у нас нет, кроме поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», которую хвалят и хулят без милосердия. Воейков делает ей разбор, или, лучше сказать, составляет из ней выписку...»
Сентябрь, 14. Петербург. Н.И. Тургенев записал в свой дневник: «Видно вчера я осужден был читать все интересное. В клубе после обеда читал окончание разбора Пушкина поэмы. Гнусность, глупость, какая-то злость, какая-то самонадеянность и еще глухость, и еще глупость — вот что я нашел в сем разборе. Видно у нас в литературе, думал я, как и в политических мнениях, хорошие писатели стоят против тех же варваров, против коих стоят люди благо мыслящие в мнениях гражданских и политических; дураки и хамы везде с одной стороны»
2
Вот как характеризовал эту поэтическую сказку великий русский критик В. Г. БЕЛИНСКИЙ. Его можно назвать первым настоящим пушкиноведом в истории русского литературоведения. Вот что он писал о сказке в 1843-1846 гг.:
«Поборники нового увидели в ней колоссальное произведение, и долго после того величали они Пушкина забавным титлом певца Руслана и Людмилы.
Представители другой крайности, слепые поклонники старины, почтенные колпаки, были оскорблены и приведены в ярость появлением "Руслана и Людмилы". Они «увидели в ней все, чего в ней нет, - чуть не безбожие, и не увидели в ней ничего из того, что именно есть в ней, то есть хороших, звучных стихов, ума, эстетического вкуса и, местами, проблесков поэзии.
«К вящему соблазну, реченный Пушкин осмелился писать так, как до него никто не писал на Руси, возымел неслыханную дерзость, или паче отъявленное буйство, - идти своим собственным путем, не взяв себе за образец ни одного из законодателей парнасских, великих поэтов иностранных и российских... В продолжение почти пятнадцати лет все привыкли к имени Пушкина и к его славе, а потому все и поверили наконец, что ПУШКИН - ВЕЛИКИЙ ПОЭТ.
«Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства....почвою поэзии Пушкина была живая действительность и всегда плодотворная идея.
«Пушкин был призван быть первым поэтом-художником Руси, дать ей поэзию как искусство, как художество, а не только как прекрасный язык чувства.
«Античная пластика и строгая простота сочетались в нем с обаятельною игрою романтической рифмы; все акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря».
(Продолжение следует)