Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Николай Головкин. «Золотой Витязь»: севастопольский мост

  • Золотой ВитязьПослесловие к Международному кинофоруму

     

    В этом году он прошёл в 27-й раз, в четвёртый раз – в городе-герое Севастополе.

    «Мы породнились с Севастополем, — признался  Президент МКФ «Золотой Витязь», первый заместитель председателя Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации, член Патриаршего совета по культуре, директор Института культуры МЧС России, народный артист России Николай Бурляев. — Это видно потому, когда актёры идут по Севастополю — к ним подходят, жмут руки, берут автографы и, самое главное, говорят: мы следим за фестивалем и пытаемся на все ваши просмотры приходить».

    Хочется напомнить, что сразу же после возвращения Крыма и Севастополя в Родную Гавань руководством МКФ «Золотой Витязь» и Администрацией города, было подписано бессрочное Соглашение о сотрудничестве.

    Согласно этому Соглашению было принято Решение ежегодно, начиная с 2015 года, проводить в Севастополе крупнейший и старейший в новой России кинофорум, получившем здесь «постоянную прописку».

    И это глубоко символично: кино – любимый и близкий вид искусства севастопольцев и крымчан, они живут на земле, на которой сотни и тысячи раз работали и продолжают снимать свои фильмы кинорежиссёры со всего мира.

    «Мы вместе с городом выдержали переходный период, и 2018 год стал годом утверждения «Золотого Витязя» на севастопольской земле, – подчеркнул Николай Петрович Бурляев.

    На этот раз организаторами кинофорума выступили Правительство Севастополя, МКФ «Золотой Витязь», Министерство культуры Российской Федерации, МЧС России. 

    В своём приветствии к участникам Кинофорума Президент России Владимир Владимирович Путин отметил, что «форум доказал свою востребованность, обрёл верную, преданную аудиторию, занял достойное место в календаре наиболее значимых общественных и культурных событий.

    Объединяя мастеров театра и кинематографа, лучших представителей литературных кругов, музыкального и изобразительного искусства, «Золотой Витязь» выполняет благородную, поистине подвижническую миссию. Он служит сохранению духовных высоконравственных ценностей, исторической памяти, традиций патриотизма. И, конечно, способствует развитию международных гуманитарных связей, укреплению добрососедских отношений, взаимоотношений между людьми».

    Президент России «убеждён, что творческая, одухотворенная атмосфера форума, его насыщенная интересная программа оставят у участников и гостей самые яркие и незабываемые впечатления».

    XXVII Кинофорум  по традиции начался утром 22 мая, в день памяти святителя Николая Чудотворца, с торжественного молебна в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе.

    Благочинный Севастопольского округа, настоятель  собора протоиерей Сергей Халюта напутствовал участников и гостей форума:

    «Сегодня в Севастополе начинается фестиваль «Золотой Витязь». Мы с достоинством проведём его, и желаю в этом же составе нам и через 20 лет здесь встретиться. Отрадно видеть на фестивале представителей разных стран, которые объединены общим языком. Истоки нынешнего фестиваля находятся в Херсонесе, и это символично. Люди культуры должны осознавать ту ответственность, которая на них возложена. Я желаю вам, чтобы снимая фильмы, вы понимали, куда призывали зрителей. Когда-нибудь закончится ваш жизненный путь, а фильмы останутся. Люди будут их смотреть и брать с вас пример. Это фестиваль нравственного кино, заставляющий человека задуматься о земной жизни».

    А вечером, открывая  XXVII Кинофорум – церемонию открытия в прямом эфире посмотрело более 3 миллионов человек! – Николай Петрович Бурляев отметил:

    «Я хожу в кино и смотрю те фильмы, что нам предлагаются в прокате и рекламируются по телевидению. Делают показную рекламу, вытаскивают постановочные кадры... А придёшь в зал и плачешь от досады, что ты видишь непрофессиональные работы. Да, эффектно. Технику мы уже освоили. Но драматургии, как правило, нет, режиссёры как будто и не учились во ВГИКе. Всё это показуха, а на деле катастрофическое понижение духовного уровня нашего кинематографа».

    «Мы идём в другую сторону от того, что когда-то было в советском кино, – отметил Николай Петрович. –  Тогда работали величайшие режиссёры, которые говорили глубоко и высоко, а их фильмы были исполнены ощущением присутствия третьего измерения. Сейчас этого нет. Поэтому и идёт бой. И мы все в строю, мы боремся. В наших рядах нет лишних». 

    И залы Севастополя – кинотеатры «Россия», «Москва», «Победа» и «Моряк» – словно в подтверждение слов Николая Петровича Бурляева порой были не в силах вместить всех желающих.

    За время проведения форума с 22 по 31 мая показы картин в Севастополе посетили 13 тысяч зрителей. А всего за эти годы картины разных стран смогли посмотреть более 40 тысяч зрителей.

    В этом году в конкурсной программе Кинофорума было представлено 137 картин, в том числе художественные и документальные фильмы, фильмы для детей, анимационные фильмы, а также студенческие работы.

    В конкурсе участвовали авторы из 28 стран, в том числе из России, Украины, Армении, Грузии, Казахстана, США, Австралии, Болгарии. Эти киноленты не попадут в коммерческий прокат, но в каждой из них есть то, что трогает сердце и возвышает душу человека.

    Особое внимание в этом году уделено сербскому кино. В кинотеатрах «Россия» и «Москва» программой фестиваля была заявлена ретроспектива фильмов известного сербского кинорежиссера с мировым именем, председателя жюри игровых фильмов «Золотого Витязя» Горана Паскалевича: «Бочка пороха», «Земля богов, «Аргентинское танго».

    «Это – особенный фестиваль, — говорит Горан Паскалевич. — В первую очередь, благодаря Николаю Петровичу Бурляеву, с которым мы очень подружились, и когда он меня пригласил, был этому рад. Знаю Николая Петровича как актёра, и он потрясающий актёр.

    Много лет назад я не смог приехать на первую презентацию фильма «Аргентинское танго», Но после к этому моему фильму пришёл успех, и он завоевал статуэтку «Золотого Витязя». Это, возможно, предел моих мечтаний!»

    По словам сербского режиссёра, «особенностью этого фестиваля является доброжелательность и дружелюбие. Важно то, что мы можем посмотреть фильмы, которые очень сильно отличаются от американских блокбастеров и прочих коммерческих фильмов. Думаю, западные фильмы, и американские в том числе, не красит присутствие большого количества спецэффектов, взрывов и так далее. Здесь же мы можем посмотреть фильмы с душой. И это самое важное, душа — самое важное в жизни».

    «Я думаю, что мировая аудитория уже готова к тому, чтобы опять вернуться к фильмам такого рода, — подчеркнул Горан Паскалевич. —  К фильмам с душой, как я сказал раньше. Но дистрибьюторы не готовы покупать наши фильмы, потому что они гонятся, в первую очередь, за деньгами, сегодня мир стал очень жадным… Это касается не только западного мира, в любом уголке мира это присутствует в той или иной степени, но наши государства, такие как Россия, Сербия, должны понимать важность фильмов такого рода и вкладывать в них средства. Я надеюсь, это случится в обозримом будущем. Потому что наше отличие от всего остального мира в том, что мы православные, и наши фильмы отличаются от западных. Но, как я говорил раньше уже несколько раз, — люди остаются такими же, и их потребности любви, и мечты о счастье тоже не меняются».

    «Когда мне было 15 лет, —  вспоминает мэтр сербского и мирового кино, — я устроился на подработку в кинотеатр, стоял на входе. И мне выпала возможность увидеть классические фильмы в стиле неореализма. И я влюбился в кинематограф в тот момент. И с тех пор моей жизнью стали исключительно фильмы. …Влияние, которое они на меня оказали, в общем-то, проявляется в моих картинах, потому что я снимаю фильмы об обычных, простых людях: об их переживаниях, их счастье. Я никогда не делаю фильмы с политической тематикой. Политика в нашей жизни очень разная. Это, конечно, отражается и в моих фильмах. Но, в первую очередь, для меня важны ценности гуманизма».

    «В целом у меня очень хорошее восприятие увиденных на форуме «Золотой Витязь» фильмов, — отметил Горан Паскалевич. — Я с радостью могу пригласить зрителей на наш кинофестиваль».

    Особо хочется выделить конференцию «Государственная культурная политика – будущее России», которая прошла в рамках Кинофорума. Она была посвящена проекту Закона «О культуре», который президент России Владимир Владимирович Путин поручил разработать к 1 июля 2018 года.

    «Главное, чем мы озабочены – то, что разработка закона о культуре проходит мимо широкой общественности, – подчеркнул Николай Петрович Бурляев в её завершении. – Мы попросим упорядочить процесс подготовки этого важнейшего для деятелей культуры документа. Мы также будем писать о том, что настало время выведения культуры из сферы рыночных отношений. Культура и рынок – понятия несовместимые, это пора понять всем. Мы затронули много важных тем и надеемся, что будем услышаны».

     

     

    ***

    Итоги Международного Кинофорума  были объявлены в день его закрытия 31 мая в Севастопольском академическом русском драматическом театре имени А.В. Луначарского.

    В этом году главной награды кинофорума – Золотой медали имени Сергея Бондарчука за выдающийся вклад в развитие кинематографа – удостоены  режиссёр и киносценарист, народный артист РСФСР Глеб Панфилов и актриса, народная артистка СССР Инна Чурикова.

    Также в этом году Золотая медаль имени Сергея Бондарчука присвоена скончавшейся в апреле сербской актрисе Елене Жигон.

    Награду матери получила её дочь – также  известная сербская актриса Ивана Жигон, продолжательница традиций их великой семьи, югославская и сербская актриса театра и кино, сценарист и режиссёр, вице-президент МКФ «Золотой Витязь», председатель Общества сербско-российской дружбы, обладатель 5 высших наград форумов «Золотой Витязь» в области театра, кино и литературы.

    «Мы должны были приехать вместе и радоваться, но я чувствую, что мы радуемся вместе, спасибо «Золотому Витязю», что именно Россия оценила её вклад в кинематограф», –  сказала Ивана Жигон.

    Впервые на фестивале учреждена награда в области тележурналистики –  Золотая медаль имени Юрия Левитана. Она присвоена известным российским журналистам Аркадию Мамонтову и Сергею Соловьёву.

    Аркадий Мамонтов провёл аналогию между Каннским фестивалем и Международным Кинофорумом «Золотой Витязь».

    «Отличие «Золотого Витязя» от Каннского кинофестиваля не только в том, что здесь присутствует борьба за кино, за традиции в российском кино, борьба за человеческое светлое начало в искусстве. Самое главное в том, что здесь люди получают надежду на жизнь», – сказал Мамонтов.

    По его словам, Каннский фестиваль – «это всемирный форум больших денег, больших интересов, коммерческих в том числе, глобальной идеи, которая властвует над миром. В ней присутствует особый интерес к России, нашей стране, но он недобрый. В Каннах победили фильмы, безусловно, талантливые, но в них рассказывается о России с той точки зрения, что это страна уродов, страна, в которой вечно происходят какие-то мрачные вещи, и всё здесь покрыто мрачным, безысходным тленом – покрывалом, которое нужно пробить, потому что здесь погибают люди, не живут, а выживают».

    Лучшими художественными фильмами на XХVII Международном Кинофоруме названы сразу три картины: польский фильм «Птицы поют в Кигали», австралийско-американская картина «По соображениям совести» и наш  российский – «Союз-7». Его режиссёр Клим Шипенко отметил, что было для него главным в работе:

    «Патриотическим этот фильм покажется многим, но мы, в первую очередь, снимали картину про людей, которые мужественно делают своё дело. Они заслуживают того, чтобы про них поставили фильм».

    «Серебряный Витязь» в жанре полнометражных игровых фильмов достался фильму «Завещание отца», режиссеров Бакыта Мукула и Дастана Жапара (Кыргызстан), «Бронзовый Витязь» – фильму «Жаркая страна, холодная зима» армянского режиссера Давида Сафаряна.

    Детское игровое кино, представленное в конкурсной программе Кинофорума «Золотой Витязь» традиционно судит детское жюри. Высшую награду в этой номинации получила спортивная драма «Со дна вершины» российских режиссеров Яны Поляруш, Тамары Цоцория и Константина Кутуева.

    «Серебряный Витязь» здесь достался фильму «Тибетская баллада» режиссера из Китая Чжана Вея, а «Бронзовый Витязь» – картине «Красная черепаха» режиссера Майкла Дадока де Уит (Франция, Бельгия, Япония).

     «Прошедший фестиваль – это 10 дней незабываемых эмоций. С нетерпением ждём следующего года, с нашей стороны поддержка будет увеличиваться и дальше. На заседании Правительства Севастополя мы приняли в собственность 6 гектаров земли в районе Артбухты, чтобы построить в Севастополе современный киноконцертный зал. Мы договорились, что в своё время он примет очередной Кинофорум «Золотой Витязь», – сообщил глава города-героя.

     

     

    ***

    Итак, нынешний Кинофорум удался на славу! По мнению жюри, участников, критиков и зрителей, он стал самым успешным за эти годы.

     «И то, что на крымских берегах нашёл свой дом кинофестиваль «Золотой Витязь», даёт надежду, что именно с Крыма начнётся возрождение национальной культуры России», – убеждён Николай Петрович Бурляев.

    Он верит в судьбоносность их нелёгкой и кропотливой, подобной труду золотодобытчиков,  творческой деятельности в Севастополе.

    «У меня ощущение праздника, потому что выстоял Севастополь, выстоял «Золотой Витязь».

    Здесь, в Севастополе мы, объединившись, вместе начали закладывать фундамент позитивной культуры, очищенной от сора, которого очень много сейчас и в кино, и в театре, и в литературе тоже есть это непотребство, и в так называемой современной живописи, и в музыке, и в эфире. Со всех сторон идёт натиск лукавого!

    Желание не только «Золотого Витязя», а ещё и Президента страны, – подчеркнул Николай Петрович Бурляев, – чтобы Севастополь стал культурным, духовным сердцем России. Здесь крестился князь Владимир, здесь Россия оборонялась и побеждала!

    Поэтому у меня сегодня чувство радости, оптимизма и огромной благодарности жителям города Севастополя, его руководству, его Губернатору, за то, что они понимают, что нам по пути и что мы и дальше пойдём вместе…».

    … Два символических события предшествовали началу Кинофорума.

    Президент России Владимир Путин торжественно открыл Крымский мост. И это событие – поистине эпохальное, историческое!

    А в столице верующие помолились у мощей одного из самых любимых, почитаемых русских святых – святителя Луко Крымского, Небесного покровителя Крыма, доставленных в Москву из Симферополя.

    И пусть эти два моста – духовный, каким стал Международный Кинофорум «Золотой Витязь», и Крымский, служат на благо России, помогают её возрождению во всех сферах, служат воспитанию нового поколения, имеющего возможность не только укреплять здоровье в санаториях и пансионатах Крыма, а созидать в своей душе «разумное, доброе, вечное». С Богом!

    Да, воистину так: ведь девиз Кинофорума «За нравственные идеалы и возвышение души человека» дарит надежду, что в ответ на заботу Матери-России, в рекордные сроки построившей Крымский мост, отсюда, из Крыма, уже созидается талантами кинематографистов, заботами организаторов, любовью зрителей мост духовный, прочный, вечный, – в будущее России.

-1