Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Таджикистан — ни один в поле воин

  • С самого начала и по сей день Таджикистан, не приемлющий компромиссов в афганском вопросе, категорично настаивает на формировании инклюзивного правительства, включающего все политические и этнические группы Афганистана, которое полностью отражало бы интересы всех слоёв местного населения.  

    И, несмотря на то, что подобное требование к пришедшим к власти талибам подразумевают практически все страны и международные организации, только Таджикистан внятно и громко озвучил свою принципиальную позицию. За что «Талибан» необоснованно обвинил эту страну во вмешательстве во внутренние дела Афганистана и угрожает стянуть к её границам «особый» спецотряд вооружённых сил.  

    В свою очередь большинство стратегических партнёров РТ по ОДКБ также адекватно оценивают обострение ситуации на таджикско-афганской границе, являющуюся их общим рубежом, и возможные угрозы на этом направлении. Хотя при этом, по меткому замечанию руководителя Центра изучения афганской политики Андрея Серенко, какие-то «подмигивания» совершаются через выделенных для этой «благородной» миссии дипломатов, вроде господина Жирнова (посол РФ в Кабуле) и господина Кабулова (глава профильного департамента МИД РФ), которым по должности положено улыбаться талибам. Может, кому-то из них нравится, кому-то нет, но приходится».

    Дальше всех в этой игре пошёл Кыргызстан, руководство которого не просто подмигивает талибам издалека, но и приехало на поклон  в Кабул лично, под видом предоставления Афганистану гуманитарной помощи. Которую, кстати, можно было просто отправить сюда почтовым грузом или оставить дома для бедствующих соотечественников. Более того, кыргызская сторона за спиной коллег по ОДКБ заручилась поддержкой «Талибан» в случае возможных инцидентов на кыргызско-таджикской границе. Талибы обещали помочь живой силой в лице своих боевиков, которых могли бы перебросить в этот район из Афганистана посредством вертолётов.     

    Тем временем талибы стараются подправить свой имидж,  завоевать симпатию и доверие у государств куда более державных, статусных и авторитетных, нежели непопулярный  Кыргызстан.  

    Поэтому «Талибан» запросил российскую политическую «крышу» с намерениями, что Россия наконец-то признает и поддержит их власть, станет посредником между ними и ООН, в том числе с целью снятия санкций с Кабула и замены постоянного представителя Афганистана в этой Организации  Гулам Исакзая на талиба Мохаммада Сохаил Шахина.

    Естественно, такого не произошло. Российское МИД дипломатично и уклончиво назвало этот вопрос сложным, так как в ООН действуют определённые правила для назначения представителя страны.

    Талибы заинтересованы в посредничестве и содействии мирового сообщества в восстановлении Афганистана при собственной власти.  Однако те требования, которые в свою очередь предъявляет им мировое сообщество «Талибан» упорно отвергают. Они  отказываются назначать своих послов в тех странах, которые не объявили о признании их правительства. Это касается и дипломатической миссии в Москве. При этом России, не спешащей с признанием и у которой есть дела поважнее, чем нянчиться с талибами — от этого не холодно, не жарко. Так что в ближайшем обозримом будущем «отличных дипломатических и политических отношений» России и Афганистана, о которых так грезит Забиулла Муджахид, не предвидится. Хотя Москва вежливо выразила талибам поддержку в борьбе с терроризмом и наркотрафиком ради стабильности в регионе   в целом.

    Непринятие Россией талибов эксперты объясняют дальновидностью и прагматизмом: «Нынешняя политика России в Афганистане заключается в том, чтобы рационально ответить на запросы россиян. Первое, чего они не хотят — это воевать в Афганистане. И второе — не хотят, чтобы проблемы Афганистана пришли в Россию. Они бы хотели, чтобы Афганистана вообще не было в их жизни. Российское руководство верно оценило это и проводит соответствующую политику». Кроме того, талибы желают получать от России финансовую и экономическую помощь. Но российское правительство заинтересовано, прежде всего, обеспечивать собственных граждан. 

    Россия не доверяет нынешнему Афганистану. «И Путин, и Песков не раз говорили, что нет, безоговорочно не доверяет. Что касается проблем от Афганистана, то они купируются договорами России со странами Центральной Азии в рамках ОДКБ. Недавно был саммит об этом в Душанбе».

    Аналогично России и Таджикистану поступают Китай, Иран, являющиеся непосредственными соседями Афганистана. И даже   Пакистан - родоначальник «Талибан». Эти страны особо заинтересованы, чтобы в Афганистане было спокойно и стабильно. «Они, может, и хотели бы отправить его (Афганистан) на Луну, но не могут. В кругу этих стран и будет обсуждаться признание».

    Поэтому большинство экспертов считают, что Россия и её стратегические партнёры по ОДКБ занимают выверенную  правильную позицию — не спешат с признанием талибов. При этом аналитики отмечают, что российские военные и силовики,  рассматривающие талибов как угрозу безопасности России, в публичной сфере и медиа-пространстве более адекватны, чем отдельные представители МИД. Однако и здесь немало здравомыслящих дипломатов, занимающих сбалансированную позицию, трезво оценивающих реальность и «не торопящихся танцевать вокруг «Талибана». Ведь «признать можно только один раз. Возможность признания «Талибана» на данный момент наш (т.е. России) самый серьёзный политический козырь. Зачем его выбрасывать преждевременно?». Тем более не факт, что талибы пришли надолго. Ведь афганское сопротивление  (Фронт национального сопротивления) держится до сих пор. В провинции Панджшер талибы так и не смогли установить свои порядки и  несут боевые потери.

    Россия солидарна с Таджикистаном в том, что Афганистану необходимо инклюзивное правительство, в котором были бы представлены все политические, этнические, религиозные группы. Для Москвы это важно, так как у неё были бы союзники из числа непуштунских представителей афганской элиты — среди таджиков и узбеков. Особенно таджиков. С помощью инклюзивного правительства можно добиться появления среди нового руководства Афганистана друзей и потенциальных союзников.

    Кроме того, Россию в корне не устраивает нынешнее государственное устройство страны в форме исламского эмирата, со всеми вытекающими последствиями, а также пустые обещания талибов искоренить наркомафию, с которой «Талибан» имеет тесные деловые контакты и немалую долю от реализации нарковеществ. Более того, обещая вести борьбу с международным терроризмом, в действительности талибы лишь создают условия для укрепления ИГИЛ на севере Афганистана, никак не препятствуя его боевикам.   

    Эксперты вспомнили и о том, что в 1996 году талибы объявили Москве войну в ответ на начало Путиным 2-й чеченской кампании. И это объявление джихада талибами до сих пор не дезавуировано. То есть формально Россия находится с талибами в состоянии войны.

    Следовательно, шансов у правительства «Талибан», что его признает мировое сообщество – всё меньше и меньше.

     

    Юрий Макеев

     

2

Комментарии

1 комментарий
  • Алекс Джонс
    Алекс Джонс5 октября 2021 г.
    ...И это объявление джихада талибами до сих пор не дезавуировано.... Вы это, извините, серьезно? Думаете через 25 лет американские президенты помнят что другие до них говорили?