Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Экономическая свобода как источник процветания общества

  • Все беды человеческого общества происходят от отсутствия свободы, которую человечество интуитивно возвело в разряд высших ценностей, но так и не смогло или не захотело понять, что за этим стоит. Экономический аспект свободы в жизни общества является центральным, поскольку без него невозможна гармонизация отношений в сфере духовной и политической. Это следует из того, что политика - всего лишь форма проявления групповых экономических интересов, а духовная сфера также находится в сильной зависимости от них.
    Все пороки общества, которые явным образом ограничивает возможности человечества в достижении своего процветания, - всего лишь следствие отсутствия свободы в обществе. Здесь имеется в виду, что степень проявления этих пороков определяется самой организацией общества, а пока эта организация несовершенна все эти пороки будут процветать, как это делают растения на хорошо удобренной почве.
    Поясню сказанное на образном примере: если кому-нибудь приходилось переезжать с квартиры на квартиру, то он сталкивался с проблемой вместимости фургона для перевозки вещей. При этом смекалка, которая в выгодном свете отличает Гомо Сапиенса от остальных приматов, позволяет представителю рода человеческого сделать правильный вывод: чем аккуратнее вещи размещены в кузове фургона и чем меньше пространственные зазоры между ними, тем больше их поместится, и не надо будет заказывать второй, а возможно, и третий фургон.
    Этим столь простым в своей гениальности выводом впоследствии воспользовался основатель современной теории информации Клод Элвуд Шеннон.
    Благодаря теории информации, созданной эти великим учёным, в десятки раз повысилась пропускная способность каналов связи, а мы, простые смертные, получили возможность пользоваться колоссальным количеством информации, передаваемым по узкополосным каналам связи.
    Все современные телекоммуникационные системы теперь с успехом пользуются этим открытием.
    А между тем, сущность открытия предельно проста: часто встречающимся сообщениям должны присваиваться короткие коды, а редко встречающимся - более длинные. При этом каждое сообщение имеет свой уникальный код и поэтому может быть однозначно интерпретировано на приёмной стороне. В итоге получается, что эффективность передачи информации повышается в десятки раз.
    Нисколько не умаляя достоинств великого учёного, следует отметить, что вся его теория есть не что иное, как специфическая интерпретация фургона с вещами, применённая для передачи информации. Его теория эффективной передачи информации по каналам связи – то же самое, что аккуратная укладка вещей в кузове фургона, что для обычного Гомо Сапиенса с его здравым смыслом вполне понятно.
    Возвращаясь к общественному экономическому устройству, можно констатировать тот факт, что общество состоит из людей, по-разному одарённых природой и имеющих по этой причине разные возможности созидать на благо своё и общества. Чтобы получить максимальный эффект в обществе от деятельности каждого индивида, требуется обеспечение экономической свободы.
    Экономическая свобода означает возможность каждого реализовать себя независимо от первоначального социального статуса и наличия стартового капитала. Это может быть реализовано при рыночном социализме, при котором инициатива создания предприятий исходит не сверху, а от предпринимателей (принимают участие все желающие), а средства для её реализации после согласования берутся из общенародных средств (солидарный фонд развития социалистических предприятий). За счёт расширяющейся налоговой базы будут возрастать и возможности такого фонда. Согласование выделения средств для реализации проекта в данном случае можно рассматривать как частичное регулирование рыночной экономики. Поскольку созданное таким образом предприятие не является частным, то появляется возможность установить на нём демократические принципы назначения на все должности, а также распределения доходов среди участников деятельности, то есть организации социалистического рынка труда.
    Почему социализм рыночный? Дело в том, что только обезличенный рынок оценивает людей беспристрастно и по достоинствам, а также только рынок может объективно оценить потребности общества в какой-либо продукции или услуге. В случае плановой централизованной экономики решения принимаются конкретными представителями власти. Если центральная власть управляет всем: оценивает людей, их работу, осуществляет распределение благ и ресурсов, то такая верхушка со временем становится коррумпированной и некомпетентной, какой бы честной и благородной она не была по началу. Кроме того, в этом случае практически невозможно эффективно решать вопросы планирования производственной деятельности, поскольку нет возможности получить достоверную, полную и точную информацию о потребностях общества и экономических процессах в силу их огромного количества и сложности взаимосвязи между ними.
    Почему рынок социалистический? Свобода в обществе подразумевает свободу для всех, а процветание общества зависит от интегральной экономической эффективности общества, которая в свою очередь зависит от эффективности использования возможностей каждого индивида. Капиталистический рынок даёт экономическую свободу только обладателям капитала, а эффективность экономики по этой причине оставляет желать лучшего. Более того, он является причиной несправедливого распределения доходов, что вызывает напряжённость в социальной сфере, а также кризисы, инфляцию и безработицу в экономике.

    Возвращаясь к аналогии с фургоном и говоря образно, можно отметить, что утопический социализм Маркса и Ленина – это на скорую руку и как попало загруженный вещами автомобиль; капитализм с его рыночной экономикой для избранных – фургон, в который положили аккуратно несколько вещей, а остальные бросили, как попало; рыночный социализм - скрупулёзно и аккуратно загруженный фургон, где каждая вещь лежит именно на своём месте. Другими словами, мы должны стремиться к тому, чтобы пианист по призванию играл на рояле, а гитарист - на гитаре.
    Экономические отношения – базис для других и является тем, с чего надо начинать при переустройстве общества.

3

Комментарии

4 комментария
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский9 декабря 2017 г.+1
    Есть здравое зерно в идее общественной собственности. В статье, Вы затронули только экономический аспект свободы. Понятно, когда люди бедствуют, то им не до «высших материй». Все их мысли и действия направлены на добычу хлеба насущного. Поэтому ни о каком их духовном, т.е. энергетическом развитии не может быть и речи. Как я понимаю, правильно организованная экономика – это не цель, а только лишь средство, при котором духовное развитие народной массы достигается более быстрым способом. А духовно развитый человек есть самый свободный человек. 1) Вы согласны, что высшая свобода, к обладанию которой должен стремиться каждый человек - это его внутренняя свобода, основанная на самодисциплине и сознательном ограничении своих потребностей? 2) Вы согласны, что чем меньше торгового люда в стране, тем и лучше? Ваше мнение о вот такой идее: право на торговлю в государстве имеют право только те люди,
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский9 декабря 2017 г.+1
    которые получили разрешение (лицензию, знак) на этот вид деятельности? Ибо торговля – это нехорошее занятие для людей. Очень вредит их дух/развитию.
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов9 декабря 2017 г.+1
      Конечно, нравственная экономика - это всего лишь основа, на которой будет развиваться духовный человек. Что касается торговли, то лучше всего организации предприятий замкнутого цикла: производство, хранение, обработка, логистика и торговые точки находятся под единым контролем и управлением, чтобы избежать посредников, которые взвинчивают цены для покупателей.
      • Андрей Громадский
        Андрей Громадский9 декабря 2017 г.+2
        Так мы избавимся от спекуляции - основной болезни цивилизованного человечества. Т.н. посредники - паразиты на теле трудового народа, пожирающие самые большие куски общественного пирога. Экономика - это не сфера моих интересов, но я возьму на заметку Ваши идеи о общественной собственности.