Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Что такое социализм? Часть3


  •                    Противоречие в духовной сфере

     Вместо синтеза христианской справедливости из антитезисов (произвола / уравниловки) у Маркса и Ленина появляется волюнтаризм как следствие этатизма.
       Согласно Аристотелю, уравнительная справедливость даёт характеристику отношениям равноправных людей по поводу предметов: «равным - за равное». Она квалифицирует не самих людей, а их действия, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и её цены, вреда и его возмещения и т.д.
       Распределительная справедливость (согласно тому же Аристотелю) требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию «равное - равным, неравное - неравным», «каждому своё». Отношения распределительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником». 

      Однако такое определение распределительной справедливости нельзя считать вполне адекватным, поскольку в нём нет правила, согласно которому можно было бы определить, кого считать равным, а кого неравным и в какой степени. Ведь начальник всего лишь человек, а людям свойственно заблуждаться, как правило, в свою пользу. Очевидно, что Аристотель не мог окончательно решить проблему справедливости, так как он не имел понятия о рынке труда, который исключает субъективное решение начальника. При нём решение относительно работника принимает не начальник, а рабочий коллектив, делая такое решение наиболее объективным.  Подобно тому, как нельзя определить потребительную стоимость какого-либо товара, не выйдя с ним на рынок, нельзя без организации рынка труда определить достоинства каждого работника, а также стоимость его труда.   
       Справедливости ради, надо отметить, что до сих пор мало кто имеет понятие о полноценном рынке труда, поскольку он возможен лишь в условиях общенародной собственности на средства производства и при реальном народовластии в политической системе общества. Что касается капиталистического рынка труда, то он настолько сильно искажён разным отношением участников экономической деятельности к средствам производства, что о рынке труда говорить не приходится.

       Чтобы понятие справедливости в масштабах всего общества стало определённым, нужно сначала определиться с тем, что означает ценность благ, создаваемых человечеством, как она соотносится со стоимостью и проявляется в цене. Стоимость какого-либо товара определяется двумя факторами: с одной стороны, усредненными общественно необходимыми трудовыми затратами, которые необходимы для производства и реализации на рынке (меновая стоимость), с другой стороны, соотношением спроса и предложения товара на рынке (потребительной стоимостью).  Первое и второе образуют диалектическое единство, синтезом которого является стоимость как таковая. Рассмотрим это диалектическое единство на примере золота. Если бы золото не обладало ценностью для человечества, как средство накопления богатств, как драгоценный металл, используемый для ювелирных изделий; а также в технике, благодаря антикоррозийным свойствам, то есть не обладало бы потребительной стоимостью, то добычи его не было, и меновая стоимость равнялась бы нулю. С другой стороны, если бы золото было повсюду, то есть трудовые затраты на его добычу приближались к нулю (меновая стоимость), то близкой к нулю будет и потребительная стоимость, так как оно не может служить для накопления богатств и материалом для ювелирных изделий.
      Возможен ли такой случай, когда меновая и потребительная стоимости товаров, выраженные в ценах на рынке, будут совпадать? Возможен, но при двух условиях: во-первых, в обществе реализован принцип «каждому по труду», то есть справедливое распределение доходов между всеми членами общества, во-вторых, денежная масса в обращении находится в точном соответствии с суммарной стоимостью всех товаров, выраженной в их ценах, а также при поддержании такого соответствия во времени (отсутствие инфляции). В таких условиях спрос и платёжеспособный спрос совпадают, и при сбалансированном рынке равновесные цены будут отражать как меновую, так и потребительную стоимость. Из этого видно, что это возможно только при социализме, так как капитализм неизбежно связан с нетрудовыми доходами отдельных лиц и с инфляцией, что приводит к перекосу в ценообразовании. Наглядным примером этому служат так называемые товары Веблена, то есть цены на предметы роскоши и престижа, которые могут превышать в десятки раз их себестоимость. 

        Как организовать справедливое распределение доходов в обществе? Справедливость распределения в обществе имеет два аспекта.
        Первый аспект - это цена товара, по которой он реализуется на рынке. Справедливость в этом случае определяется качеством рынка и его организацией. В условиях здоровой конкуренции без монополий и ценовых заговоров, качество рынка наивысшее, если рынок сбалансирован,  то есть спрос и предложение уравниваются, а цены стабилизируются. Здесь надо отметить, что объективная оценка спроса на товары и услуги со стороны населения будет иметь место в том случае, когда реклама замещается информированием. При этом информация о товарах, услугах и ценах на них должна находиться на специальном информационном портале. Если у кого-то возникла реальная потребность в чём-либо, то он может зайти на портал и получить всю необходимую информацию по этому вопросу.
      Организация рынка оптимизируется в том случае, если количество посредников при движении товара минимизируется. Идеальный вариант, когда предприятие представляет собой предприятие замкнутого цикла, то есть производство, хранение, логистика и реализация в торговых сетях собственной продукции находится под одним управлением. В этом случае посредников нет, и учёт трудовых затрат во всей цепочке объективен.

       Второй аспект - это справедливое распределение доходов предприятия в рамках рабочего коллектива.
        Новейшие экономические исследования показали, что 95% доходов населения любой страны с большой точностью подчиняются логнормальному распределению. Пять процентов аномально высоких доходов, выходящих за рамки этого распределения, как раз и объясняются капиталистическим способом производства.  Это может служить доказательством существования прибавочной стоимости при капитализме.
        Целесообразно отметить, что логнормальное распределение вообще является фундаментальным законом, которому подчиняются многие явления как живой, так и неживой природы. Ниже я приведу только некоторые из них:
    1) в биологии – измерение размеров живых организмов; 
    2) физиологические измерения (например, артериальное давление крови); 
    3) в гидрологии – при анализе экстремальных значений месячного или годового уровня осадков, а также водостока рек; 
    4) в экономике – распределение доходов населения; 
    5) в финансах - изменения в обменных курсах валют, индексов цен и фондовых бирж; 
    6) распределение площадей городов в странах всего мира; 
    7) время восстановления и бесперебойной работы при анализе надёжности различных систем; 
    8) в механике - коэффициенты трения и износа.
        Можно не только констатировать факт подчинения доходов населения логнормальному распределению, но и рационально объяснить это. Дело в том, что логнормальному распределению подчиняется величина, подверженная мультипликативному влиянию значительного числа независимых факторов, каждый из которых положителен (больше нуля). 
        Полезность индивида как создателя общественного блага определяется тремя факторами: 
    1) природные способности познавать, обучаться, запоминать, мыслить логически, систематизировать информацию путем её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной информацией; 
    2) знания, полученные в течение жизни (образование, опыт);
    3) социальная ориентированность (воспитание, некоторые психофизические особенности).
     
      Полезность индивида для общества пропорциональна всем трём факторам, то есть их произведению. Каждый из этих трёх факторов в свою очередь также представляют собой произведение более детализированных факторов, что приводит к мультипликативности общей модели, а значит, к логнормальному распределению полезности индивидов для общества. Поскольку доходы индивида (согласно принципу справедливости) должны быть напрямую связаны с его полезностью для общества, то мы приходим к логнормальному распределению доходов населения. Эта же модель применима и к отдельно взятому предприятию.
        Логнормальное распределение полностью определяется его модой и средним значением.  Ниже приводятся расчёты максимального дохода (дохода руководителя предприятия в отсутствии частной собственности на средства производства) для гипотетических предприятий.
       Если взять в качестве входных параметров типовой (наиболее часто встречающийся) и средний доходы равными 20000 и 30000 руб. соответственно, то из логнормального распределения можно получить:
     
    1) для предприятия с численностью работников 100 человек максимальный доход - 90000 руб.; 
    2) для предприятия с численностью работников 1000 человек максимальный доход - 131000 руб.; 
    3) для предприятия с численностью работников 10000 человек максимальный доход -177000 руб.

       Эти доходы можно интерпретировать как справедливые по принципу «каждому своё» без учёта капитала, то есть без эксплуатации человека человеком.  Аналогичным образом можно рассчитать доходы для всех категорий работников.
       Таким образом, для любого предприятия в качестве входных параметров следует взять типовой и средний доход, а также численность работников, на основании которых может быть получено справедливое распределение доходов для всех категорий работников предприятия.  
     
       Только при реализации этих двух аспектов справедливости распределения можно объективно оценивать стоимость товаров.

       Можно сказать, что уравнительная справедливость Аристотеля, неизбежно приводящая к принципу «каждому по труду», - это всего лишь «арифметика» экономики, высшей же математикой является христианская справедливость.
         Некоторые считают, что аристотелевская уравнительная справедливость входит в противоречие с учением Иисуса Христа, который призывал не накапливать богатства и делиться с нуждающимися. На самом же деле никакого противоречия здесь нет. 
        Распределение по труду не приводит к появлению богатств. Появление богатства связано с нетрудовыми доходами, то есть ростовщичеством и эксплуатацией наёмного труда. Капитал служит мультипликатором неравенства и отклонением от принципа "каждому по труду", что неминуемо приводит к появлению богатств. 
        Если нет ростовщичества и эксплуатации наёмного труда, то доходы субъектов экономической деятельности не накапливаются вследствие естественного потребления ими благ.  Если всё же в отдельных редких случаях происходит постепенное накопление излишков доходов, то они должны изыматься государством и перераспределяться в обществе по закону. Таков закон социализма. Если такого изъятия не происходит, то это неминуемо приведёт к образованию капитала и появлению нетрудовых доходов, что подорвёт уравнительную справедливость. Поэтому высшая христианская справедливость означает следующее: зарабатывай честно, сколько сможешь, трать доходы на личное потребление, сколько пожелаешь, но излишки, если останутся, должны перераспределяться в обществе.

       Теперь несколько слов о термине социализм, что, как известно, означает "общественный". Вся предыдущая история человечества была связана с классовым обществом и вытекающим из этого индивидуализмом. Термин «общественный» возник как антипод. Поэтому социализм может превратно пониматься, как торжество общественного над индивидуальным.
    Истинный же смысл социализма заключается в гармонии личности и общества, которая достигается разрешением основных противоречий в обществе.

      В заключении хочу сказать, что социализм не только не вступает в антагонизм с православием, а наоборот естественным образом из него вытекает. В этом смысле его можно называть православным социализмом. Принимая во внимание, что Россия многоконфессиональное государство, следует отметить совпадение главных человеческих ценностей для представителей разных религий. Поэтому при строительстве обновлённого социализма будет синергия, обеспечивающая прогресс и единство всех народов, которые проживают в пределах России. 

-2

Комментарии

3 комментария
  • Юрий Дока
    Юрий Дока10 декабря 2017 г.
    Я понял только одно, что социализм — общество, основанное на принципах социальной справедливости, свободы и равенства. Социалистический строй, где создано государственное устройство по принципу: «От каждого по способностям, каждому по труду», где «Социализм — это учёт и контроль», где отсутствует эксплуатация человека человеком и главенствует равенство закона для всех...Чего проще. Почему он рухнул в нашей стране? Почему распался СССР? Вы когда-нибудь в детстве строили башню из кубиков, ставя их друг на друга? Сначала всё идёт легко и башня растёт, но наступает момент, когда она начинает крениться, и при попытке поставить наверх ещё один кубик, - разваливается. Подобное произошло и у нас. Мы увлеклись строительством вверх, к звёздам...И наша башня распалась, потому что существуют законы физики, которые преодолеть нельзя.
  • Юрий Дока
    Юрий Дока10 декабря 2017 г.
    А надо было (всего-то) пойти путём расширения. Мы позволили извратить принципы социальной справедливости в угоду партийным. Мы перестали вести учёт и контроль потребления верхушкой. Мы узаконили телефонное право. Исправлять ошибки было проще. Ибо наши учителя и практики говорили, как это можно (и нужно!) делать. Народ это понимал и проголосовал за СССР, за социализм. Только страсть «молодых и перспективных», живущих по принципу: «Жизнь одна и прожить её надо никого не жалея, кроме себя» смогла одержать верх над самоотстранением от ответственности «простых и совестливых». Народная мудрость лучше обывательского примитивизма, но она, как всегда, проявляется «опосля».
  • Юрий Дока
    Юрий Дока10 декабря 2017 г.+1
    Чтобы строить новый социализм надо объединиться и научиться играть по предложенным правилам, бескровно победить сегодняшнюю власть, доказав её лживость и бесперспективность предложенной ею модели экономики. Здесь очень много работы, а, главное, здесь нужны люди, которые хотят изменений, которые смогут убедить и доказать не только порочность сегодняшней жизни, но и честность своей и праведность будущей...А религию, разность конфессий в социалистическую экономику примешивать не следует. Учитывать надо, но главенство отдавать не рекомендуется. Свобода совести и вероисповеданий и...всё. Чтобы не скатиться к фанатизму.