Новости партнеров

Самое свежее

О лозунге просвещённой диктатуры Сергей Лесков. Старики вымирают, а дети загребают миллионы Александр Росляков. Война миров, в которой азиатские режимы помогают нашему бить свой народ Вячеслав Рудников. Непобедимый вирус – а с нам ли борется власть наша? Александр Гутин. О пользе некурения Андрей Нальгин. О завозе в Россию миллионов новых смуглолицых россиян
Загрузка...

Зеркало человека

  •   

                                        О должности человека

             Одним из главных вопросов над которым во все времена задумывались люди, был вопрос о месте человека в обществе и смысле его жизни. Многие мыслители: Платон, Компанелла, Аристотель пытались создать идеальную модель государства с гармоническими связями между личностью и обществом. Аристотелевское понимание человека как общественного существа и общения как основного социального явления было позже усвоено громадным большинством мыслителей.

       Для чего начали создавать руководства о правилах хорошего тона. Так появилось прагматическое руководство поведения в обществе, жизни в быту и хороших нравах,  «Юности честное зерцало», впервые было издано в Петербурге  в 1717 году. Показаниями к житейскому обхождению и правилам взаимоотношений по жизни, собранным в 70 параграфам  более 300 лет  тому назад руководствовались отроки,  и взрослые.  По высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй в 1787 году, продолжая «Честное зерцало»  была издана книга «О должностях человека и гражданина», философско-нравственный и правовой трактат поведения по жизни, в обществе и стране, где были собраны лучшие идеи  мироустройства к тому времени. Забытые, но необычайно интересные идеи и правила для сегодняшних дней

       Живший в обстановке междуусобиц и гражданской войны английский философ Гоббс, как в последствии и Спиноза, пришли к пониманию отдельного человека как дикого зверя. Печальные слова Гоббса: «человек человеку волк» дошли до наших дней. Философ считал враждебность отдельного человека и общества естественным состоянием.
    Монтеськье, Гельвеций, Сен-Симон рассматривали человека как общественное существо, видя в обществе главную силу, определяющую все стороны жизни личности. А вот Локка считал, что человек от рождения подобен чистому листу, на котором пишет свои тексты социальная среда. Отсюда следует, что волком человек не рождается, он им становится под влиянием среды и воспитания. Здесь вопрос переводится в социальную плоскость: чтобы изменить человека, нужно изменить социальные условия. Социалисты-утописты дали яркую критику противоречий между личностью и обществом, порождаемых социальным строем, где господствует частная собственность. Классический пример этой школы – Шарль Фурье.

        Социально-экономическое развитие любой страны должно опираться на прочные духовно-нравственные основы. Но строители  Украины социокультурный (духовно-нравственный) фундамент  людей  разбивают националистической кувалдой и капиталистической киркой. Каструлеголовые политики  лупят по механизмам, духовно-нравственным связям, удерживающим социальные системы от распада. Механизмы эти – нравственные отношения между людьми. Честность и правдивость, доброта и отзывчивость, справедливость и человеколюбие, бескорыстие и взаимное доверие, уважение и скромность – все это называется нравственностью и составляет каркас человеческого общества. Не секрет, что в любом обществе межличностные и межгрупповые отношения регулируются двумя путями: правовыми и нравственными.  Вопрос в уровне нравственности: где она – возле плинтуса или возле сердца? А для более точного ее определения обратимся к словарям.

    С. Ожегов: Нравственность – правила определяющие поведение. Духовные и душевные качества необходимые человеку в обществе. Выполнение неписаных правил поведения.
    С. Соловьев:  Нравственность – это выражение общественных отношений, основа формирования человека и общества. Нравственность продукт человеческих взаимоотношений, получивших статус неписаного закона, обязательного для выполнения каждым членом общества.  

       Дмитрий Мережковский в статье «Грядущий хам» написанной в 1907 году, ссылаясь на Герцена, утверждал: «Мещанство (жлобство) – окончательная форма западной цивилизации, являющей собой сплоченную посредственность.»
      А теперь давайте задумаемся о слепом заимствовании западной либерально-рыночной доктрины с ее культом  эгоизма и наживы, пошлости и нравственного растления, что «самостийники» выдают за приобщение к «цивилизованному миру». Сегодня на Украине и слепой убедится в том, что нравственное загрязнение социальной среды неизбежно разрушает не только экономические но и правовые институты общества. Невиданные масштабы коррупции  и общей бюрократизации и численности управленческого аппарата – это только одно из проявлений духовно-нравственного кризиса на Украине. Ослабление механизмов нравственного самоконтроля рождает чрезмерное обилие нормативно-правовых актов, но сегодня мы убеждаемся в том, что навести порядок в морально деформированном обществе одними лишь правовыми методами становится невозможно, несмотря на высокую производительность законодательных органов. Та же  нынешняя финансовая олигархия мастерски научилась обходить законы, маскировать свои безнравственные цели и столь же безнравственные способы их достижения…

       В заключение, «как руководство к действию»  назову лишь главы с книги «О должности человека и гражданина»:  О благополучии вообще; О образовании души; О добродетелях человеческих; О должностях к Богу и ближнему; О должностях к самому себе; О том чего надо избегать (самолюбия, спеси, тщеславия, подлости, распутства, грубости, неучтивости, самохвальства, хвастовства, прекословия, презрения, осмеяния, клеветания, лжи, проклинания, крика и проч.); О здравии; О благопристойности; О союзе общественном; О супружеском союзе; О союзе родителей и детей; О союзе господ и слуг; О союзе гражданском; О любви к Отечеству; О домоводстве…

       Ну что, почитаем?  Или сколько не читай, сколько не смотри в «честное зерцало человека и гражданина» из жлобствующего мещанина – гражданина, как с вороны орла,- не выйдет, не будет…

     
     

3

Комментарии

8 комментариев
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич Бурлуцкий1 сентября 2019 г.+1
    Кравчук был безнравственный человек. И на Украине с 91 года идёт череда кравчуков. И ни как не остановится. И всего то нужен всего один нравственный человек президентом. Вот горе то! На всё государство одного человека найти не могут. А нет его. Уже из 52 миллионов осталось 30 и всё не могут найти. А и найдётся, то СБУ-ЦРУ с ним сделает что и с Бузиной.
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич Бурлуцкий1 сентября 2019 г.
    Кравчук пенсию поди как у Горбачёва получает?
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский1 сентября 2019 г.+1
    Замечательная статья! +. Автор справедливо утверждает: "Ослабление механизмов нравственного самоконтроля рождает чрезмерное обилие нормативно-правовых актов, но сегодня мы убеждаемся в том, что навести порядок в морально деформированном обществе одними лишь правовыми методами становится невозможно, несмотря на высокую производительность законодательных органов". Этот вывод полностью подходит и к одемократиченной России. Законодатели РФ наштамповали десятки тысяч законов, за что получили народное прозвище "бешеный принтер", а в нравственном отношении население деградирует из года в год со всё ускоряющимся темпом. Сейчас люди озвучивают такие вещи, о которых в советские времена они стеснялись даже подумать.
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич Бурлуцкий1 сентября 2019 г.
    Без святого - нет государства. Так бог Света и Разума Ленин не для того чтоб воевать, а для обозначения стороны в войне. Он для того чтоб вам было куда прийти, и было где вам воевать в его славу. Что бог хочет от нас? Чтоб мы выбрали сторону. Тьмы или Света. Кремлёвские хунтята сделали свой выбор, а мы ещё нет. Сила народа в мудрости вождя. Но в 91 году пришли террористы и служители Тьмы что стали бороться с Советами. С нами. Противостоять с общественным мозгом народа. Пришли как враги. Путин олицетворение врагов народа. Строят государство для себя, а мы им мешаем тем что живём. Нам противостоят террористы, ждущие от гражданского населения боевых действий! Нет это каково? Кучка идиотов в Кремле ждут от женщин и детей сопротивления, для чего и созданы войска Зотова. Это урок бога, нам русским людям. Половина из нас не выживет.
  • Kofesan Doc
    Kofesan Doc1 сентября 2019 г.+1
    Мне кажется Кравчук это порождение социума. Из трех десятков белых овец невозможно выбрать черную. По крайней мере другого , скажем, Ленина, или даже Рузвельта украина, в массе своей и неоднородности, не приняла бы. Но если бы, да кабы... Маем шо маем. Но меняются и условия формирования социума. Например, "одни из первых" заселенцев Крыма, говорят были греки, не принявщие трансформацию "демократии" на родине и принесшие с собой и виноград и обычаи. Так вот, они изгоняли из поселения как антисоциальные элементы (преступников), так и "гениев", выделявшихся амбициями и возможностями. Но суть в том, что у изгоняемых не было мысли "самостийно" остаться. Это было даже не табу. Это было немыслимое. Сейчас же социум формируется в рамках групп единомышленников. Социальные сети, а внутри их группы, политические сообщества не превратившиеся в партии. Они вполне себе социум, даже если их единицы.
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич Бурлуцкий1 сентября 2019 г.
      Это всё наносное и придумано англами против нас. Лечится это гражданской войной. Больше ни как. Хохлы не хотят Ленина? Значит будет гражданская.
  • Kofesan Doc
    Kofesan Doc1 сентября 2019 г.
    Я хочу сказать, что социум определяют внешние факторы. Одно дело пиликать на галере до Крыма два месяца, другое дело взять билет и смартфон ... и махнуть на Афон. Но природа требует что бы рядом были "свои". Попадание в этот круг идентично наркомании. Вмазался - уже "их" или "наш". Это для кого как... А с волками жить - по волчьи выть. Особенно, если выть очень хочется. Поэтому не язык (даже не язык) определяет формирование микрообществ. И не "территории", которых почти нет.
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич Бурлуцкий1 сентября 2019 г.
      Так и есть. И в переди встанет вопрос- где свои? И чем хуже дела тем мы больше будем нуждаться в своих. И это неплохо. Я же говорю- война!