Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Опыты

  •  

                            Опыты М.  Монтеня

       «Совесть, как палач, терзает скрытым бичеванием» (лат.).

       Произведения Монтеня, мастера психологического анализа, замечательного писателя, жившего во  Франции в шестнадцатом веке, и сегодня обладают притягательной силой, являясь кладезем жизненной мудрости и тончайших наблюдений над тайнами человеческой души. Писатель был противником суеверий, фанатизма, любых проявлений жестокости.
       Искренность и глубина проникновения сделали произведение писателя одной из настольных книг людей на протяжении многих веков. Его  «Опыты» сохраняют непреходящее историческое, философское и эстетическое значение. Для привлечения внимания в наши дни, к насущной потребности  примеров описанных в «Философских воззрениях Монтеня», приведу несколько примеров с его «Опытов».

     Так Монтень в главе: О свободе совести, утверждает, что добрые намерения, если их приводить в исполнение не в меру усердно, толкают людей на весьма дурные дела. Подчеркивая при этом, что «нет зверя на свете страшнее для человека, чем человек», усвоившего презрение к жизни и делам человеческим. Так он обращает внимание на то обстоятельство, что «короли пользуются для разжигания гражданских раздоров – свободой совести».  «Таким образов, сняв с партий узду совести  и предоставив им беспрепятственно придерживаться их взглядов, значит сеять и распространять распри, значит способствовать умножению распрей в обществе, поскольку нет преград в виде законов, способных обуздывать и останавливать их.  (сегодня читай: «Скотыняк!») Но с другой стороны, сняв с партий узду и предоставив им свободно высказывать свои взгляды означает и усыпление, и расслабление, а главное притупление их воли в достижении желаемого» (Правда у дурака на языке?)

       Весьма остры рассуждения Монтеня в главе: Выгода одного – ущерб для другого.

    «Купец наживается на мотовстве молодежи; земледелец – благодаря высокой  цене на хлеб, строитель – вследствие того, что здания приходят в упадок и разрушаются; судейские – на ссорах и тяжбах между людьми; священники обязаны своим почетом, и самой своей деятельностью нашей смерти и нашим порокам. Ни один врач, говорится в греческой комедии, не радуется здоровью даже близких своих друзей, ни один солдат - что его родная страна в мире со своими соседями. Покопайтесь каждый из нас хорошенько в себе, и обнаружите, что самые сокровенные желания возникают, по большей части, за счет кого-нибудь другого.» Как сказал другой классик – «…всегда хочется не то севрюги с хреном, не то кого ни будь ограбить»…  

       Не менее интересна и глава: О дурных средствах, служащих благим целям.  В этой главе Монтень исследует «изобилии дурных соков, ради предупреждения зла.» Так, «дабы разгрузить страну, отправляют за ее рубежи большое число семейств, в поисках мест, где они могли бы обосноваться за счет кого-либо другого.»  Автор подчеркивает при этом, что «болезни, которым подвержено наше тело наблюдаются также и у государств, а слабость толкает к необходимости пользоваться дурными средствами для достижения благой цели.»  « Ликург, добродетельнейший законодатель, придумал крайне безнравственный способ приучить свой народ к трезвости: он насильственно заставлял итолов, которые были рабами спартанцев, напиваться до полного отупения; делан он это ради того, чтобы при виде этих погибших в вине существ, спартанцев охватывал ужас перед проявлениями этого омерзительного порока.  Еще более жестко поступали в древности те, кто дозволял врачам кромсать заживо приговоренных к казни преступников, с тем чтобы эти врачи, наблюдая в естественном состоянии наши внутренности, совершенствовались в своем искусстве. То же самое нужно сказать и о римлянах, воспитывавших в народе призрение к смерти посредством потрясающих зрелищ бьющихся не на живот, а на смерть гладиаторов.

       Первоначально римляне пользовались для этих зрелищ только преступниками, но впоследствии стали выпускать на арену и ни в чем не повинных рабов, и граждан, продававших себя для этого, и сенаторов, и даже женщин. Странно, мы уже привыкли постоянно видеть в качестве участников наших войн многие тысячи чужеземцев, отдающих за деньги свою кровь, и саму жизнь в распрях, до которых им нет ни малейшего дела.» 

       «Опыты» Монтеня собранные в  искренних трех книгах, состоящих более чем из сотни глав, перекликаются с сегодняшней жизнью, зовут думать. Помыслим читая?...

                                                                 

3

Комментарии

1 комментарий
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич Бурлуцкий25 августа 2019 г.
    Мой отец уважал Монтеня. А у меня руки не доходят его прочитать. А может и найду секундочку чтоб пробежать глазами?