Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

Сергей Лесков. Что лучше – университетский диплом или аттестат сварщика?

  • Про все хорошее у нас говорят «первый класс». 1 сентября начинается учебный год в школах, колледжах, вузах. Пандемия и изнурительный удаленный режим затмили прочие проблемы образования, и мы не замечаем глобальных сдвигов в судьбоносной для общества и каждого ученика области. В этом году прием в средние специальные заведения, которые чаще всего называют колледжами, превысил прием в высшие учебные заведения, которые сплошь стали университетами.

    Высшее образование долго оставалось одним из главных приоритетов в системе советских ценностей. Родители наизнанку выворачивались, чтобы любимое чадо получило вузовский диплом, что в эпоху СССР превратило эту сферу в одну из самых коррупциоемких. Стремление учиться любой ценой являлось следствием ограниченного горизонта возможностей для энергичных людей. Ни Томас Эдисон, ни Билл Гейтс университетов не кончали, а поднялись на высшие этажи американской иерархии, что в СССР было бы невозможно.

    В постсоветские времена массовое обнищание и чудовищное социальное расслоение поддерживали статус высшего образования как надежного социального лифта. В возрастной группе 24-35 лет высшее образование имеет почти две трети молодых людей, что намного превосходит потребности трудового рынка. Что же переломилось в системе наших ценностей, если молодежь забыла о традициях и двинула в фабрично-заводские училища, которые за километр обходила советская элита?

    Восемь лет из России не уходит экономический кризис, доходы населения, вопреки победным рапортам о макроэкономических викториях, снижаются. Высшее образование непосильным бременем ложится на семейный бюджет, а перспективы даже с дипломом получить достойную работу в условиях упадка становятся все более сомнительными. В итоге молодые люди стремятся как можно скорее войти в реальный сектор экономики, где могут ковать свое будущее собственными руками. Ничего вернее, чем техникум и ПТУ, как бы их сегодня ни называли, не придумано.

    В 1930-х годах скульптор Мухина придумала композицию «Рабочий и колхозница», которая освящала их чудесный симбиоз и указывала путь в светлое будущее. В XXI веке этот союз выглядит нелепо, и если бы, к примеру, у Зураба Церетели сохранилась творческая энергия, стоило бы соорудить монумент «Рабочий и инженер». Сегодня прогресс в значительной мере зависит от соединения двух этих талантов, причем грань между ними стирается и выглядит условной.

     

    Когда-то Хрущев говорил: «Его величество рабочий класс». Символично, что это было в ту эпоху, когда ставилась задача «догнать и перегнать» Америку, которую наш лидер обещал похоронить и пугал ракетами, сходящими с конвейера, словно сосиски. Кстати, в Америке многие верили в страшный прогноз. Нобелевский лауреат Пол Самуэльсон предрекал Советскому Союзу экономическую победу. В СССР промышленность росла, не ведая кризисов и безработицы. Требования к пролетариату были жесткие, но и социальные гарантии были высокие. И была рабочая аристократия – это факт. Вспомните, кого принял за властного эмира Хоттабыч в советском санатории? Рабочего в исполнении Ефима Копеляна, который изображал нефтяника из Азербайджана.

    Да, обещания Хрущева сейчас выглядят комично. Однако для анализа важно, что в эпоху амбициозных задач не шибко образованный, но наделенный сметкой лидер особо выделял именно рабочий класс, который и на конвейере вкалывал, и атомные ледоколы строил, и в космос героев провожал. Бестолковые реформы и массовое закрытие уникальных предприятий превратили рабочих с золотыми руками в «челноков», охранников и менеджеров по парковке.

    Развал промышленности эхом отразился и на системе профессионального образования: за десять лет объем финансирования ПТУ снизился в восемь раз с 56 до 7 миллиардов рублей. В итоге 40% российского трудового рынка составляют работники торговли и водители, что на треть превышает аналогичный уровень в странах со схожей структурой экономики. Но если в стране мало людей, которые делают что-то полезное своими руками, то из чего будет расти общее благосостояние? На одних спекуляциях и перевозках не поднимешься. Нехватка рабочих рук – одно из главных препятствий роста экономики. На столичном рынке труда на одну рабочую вакансию приходится полтора резюме. А ведь Москва – это столица высоких технологий. Для сравнения: у юристов соотношение один к семи, а у шоу-экспертов – один к девяти.

    Характерно, что в политику теперь рабочих не пускают. Словно в отместку за диктатуру пролетариата, к которой сам пролетариат отношения не имел. Кажется, последним рабочим депутатом был Василий Шандыбин, не худший персонаж в парламентском здании на Охотном ряду, где «кухаркиных детей» теперь не встретишь, сплошь элитное потомство. В первых созывах Госдумы без всяких квот неизменно было около десяти рабочих. Да и при царе в нашей Думе были рабочие. А сейчас – дверь им прикрыта.

     

    Кстати что это за эпитет, вертевшийся на языке у вождя пролетарской революции, когда он говорил о кухарке, которая управляет государством? В 1887 году при Александре III был принят закон, который называли «законом о кухаркиных детях». Этот закон дал толчок развитию инженерного дела, хотя критики режима называли его реакционным, поскольку он затруднил выходцам из нижних сословий доступ в гимназии. Прогрессивное значение закона состояло в открытии большого количества реальных и промышленных училищ.

    В итоге в России быстро сформировалась инженерная элита, которая не уступала Германии и Америке. Великие инженеры Зворыкин и Тимошенко окончили реальное училище. Первый советский нарком промышленности Красин, знаменитый Сикорский тоже прошли через училище. В начале 20 века в России за десять лет было открыто больше технических институтов, школ, училищ, чем за всю предшествовавшую историю.

    Несколько лет назад главный идеолог и серый кардинал Владислав Сурков носился с идеей создать культ в России инженера, что приведет к прогрессу страны. В те годы также инноград «Сколково» построили, который призван был стать точкой роста. Дело не выгорело, прогресса не видно. Одного культа и одной точки мало. России нужна лихая тройка – рабочий-инженер-инноватор, а всем троим – спрос на таланты и реальный курс на модернизацию и прогресс.

    А пока мы видим аварии космических кораблей, которые происходят из-за нелепых оплошностей монтажников. Сто лет назад, когда Чехов писал об угрозе крушения поезда из-за отвинченной гайки, всем было смешно, потому что это выглядело нелепо. Теперь мы к подобному привыкаем…

4

Комментарии

10 комментариев
  • Клим Чугунов
    Клим Чугунов27 августа 2021 г.-2+5
    России нужен коммунизм, а не тройки всякие. Тогда будет всё. В стране периферийного капитализма особо не нужны ни сварщики, ни инжинегры, ни разные культурные деятели. Ибо нет производства в стране. С ВО спокойно можно класть кирпичи, менять лампочки , а вот без людей с ВО этим сварщикам просто не будет работы. Разве, что трубу гнилую латать.
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов27 августа 2021 г.+11
    Цитата: "Кстати что это за эпитет, вертевшийся на языке у вождя пролетарской революции, когда он говорил о кухарке, которая управляет государством?". Неточность цитирования полностью подменяет смысл высказывания. Ленин говорил, что каждая кухарка должна учиться управлять государством, а не сразу управлять им. Если получится получить образование, тогда сможет и управлять, но уже перестанет быть просто кухаркой. В какой степени выучится, в такой и будет управлять государством. В этом смысл народовластия. Классовое общество разделяет людей на господ и кухарок во всех аспектах социального бытия. Теперь в России вернулся принцип: господа, кухарки и кухаркины дети.
    • Павел Артемьев
      Павел Артемьев27 августа 2021 г.+6
      Именно. Ильич имел ввиду что ВСЕ слои советского общества должны участвовать в управлении государством, и как следствие - должны иметь соответствующий кругозор и образование.
      • Сергей Бахматов
        Сергей Бахматов27 августа 2021 г.+4
        Я не понимаю логику буржуазных либералов. Видимо, это невозможно вообще. Цитата из статьи: "Этот закон дал толчок развитию инженерного дела, хотя критики режима называли его реакционным, поскольку он затруднил выходцам из нижних сословий доступ в гимназии. Прогрессивное значение закона состояло в открытии большого количества реальных и промышленных училищ". Право на получение образования высшему сословию не ущемлялось как до выхода указа, так и после него. Однако ставилась преграда в получении образования для низших сословий. Как это могло способствовать прогрессу? Наоборот, это ставило почти непреодолимую преграду будущим ломоносовым и кулибиным.
    • гоша максимилианов
      гоша максимилианов27 августа 2021 г.+3
      Совершенно верно. Если уж расширительно толковать высказывание Ленина, то, скорее, кухарка должна мыслить по-государственному.
  • Викентий Щеглов
    Викентий Щеглов27 августа 2021 г.-1+2
    Весьма туманная статейка.
  • ANT  74
    ANT 7427 августа 2021 г.+2
    В путинской России все зависит от сословия : инженеры подразделяются на "инженеров, гениальных по праву рождения в семье уважаемых родителей", и "инженегров"...
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов27 августа 2021 г.+3
    простой рецепт предлагает. Социальный лифт по горизонтали, когда сын пекаря может быть только пекарем.
  • иван  тараторкин
    иван тараторкин28 августа 2021 г.
    Просто уровень знаний снизился и в вуз с ними не пройдёшь, а за деньги дорого.
  • Иван Фёдоров
    Иван Фёдоров29 августа 2021 г.
    Надоела болтовня о "закрытии уникальных предприятий". Всё очень просто - либо доходы предприятия превышают расходы, либо нет. Во втором случае его надо либо закрывать, либо финансировать из постороннего источника. Чудес не бывает. Любое производство требует затрат, но не любое окупает эти затраты. И мне неизвестен ни один прибыльный завод, который закрыли. Таких не было и быть не могло.