Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Андрей Франц. Почему «левый поворот» у нас принципиально невозможен

  • Михаил Хазин, давно уже предвещающий левый поворот в российской политике, пристально вглядывается в новое правительство, мучительно гадая: смогут или не смогут, захотят или не захотят?

    Вместе с этим человек кручинится: любые потенциальные операторы левого поворота снизу, "из народа" – правозащитники и общественные деятели, работающие в формате "защиты народа" – мгновенно перекупаются западными политическими структурами. И после этого ничего, кроме более или менее махровой русофобии от них уже не дождешься. А кто же тогда будет гражданское общество формировать и влево его разворачивать?

    Так вот, придется Хазина огорчить.

    Даже если левый поворот будет объявлен со всех высоких трибун, его не будет. Ему воспрепятствуют обстоятельства не поверхностно-политические, а фундаментально-сущностные. Которые даже советскую элиту за несколько десятков лет перековали в гайдаров и чубайсов.

    В чем же тут дело?

    Понятия "правое" и "левое" характеризуют распределение ресурсов и влияния между народом и властвующей элитой. Крайне правая идеология гласит: все – элитам, а кто в народе не вписался в рынок – сами виноваты. Крайне левая: капиталы репатриировать, яхты продать и все вырученные средства – на народные нужды.

    А между этими крайними точками множество промежуточных вариантов.

    И еще одно важное уточнение. "Элита" – это то, что грабит "народ". Всегда и во все времена. Очень разнообразными и непохожими друг на друга способами, но грабит. Указанное отношение неустранимое и сущностное – как для "элиты", так и для "народа". Кто грабит – элита. Кого грабят – народ.

    И вот тут возникает вопрос. А при каких условиях в принципе возможна реализация левых политических установок? То есть когда "элита" вдруг плюет на значительную часть национальных ресурсов и власти и от души позволяет "народу" всем этим добром пользоваться в виде гражданского общества.

     

    Условия эти простые и для российских элит недостижимые.

    Все это было возможно, когда "элиты" большую и лучшую часть ресурсов получали не от своего народа, а от чужих, привлекая собственный народ в качестве соучастника ограбления. Собственно, последние пять столетий колониализма и неоколониализма – они об этом.

    Вот в этих условиях левая тенденция политического существования имеет и базис, и понятные формы реализации. Получившие высшую степень развития в политической социал-демократии.

    Увы, российские элиты за все века своего существования никогда не умели грабить чужие народы. Грабили только свой собственный.

    Соответственно левая политическая тенденция подавлялась, подавляется и будет подавляться. И не правительством, не отдельными политическими фигурами или группами, а всем властвующим слоем. Всем чиновничьим и силовым аппаратами – в тесном союзе с прислонившимися к ним "коммерсантами".

    Ибо вся эта свора, повторю, не умеет грабить чужих. Да и кто ж ей даст! Нашим западным партнерам самим мало, поэтому внешних источников подпитки нет. А значит, своему народу придется сосать лапу – иначе откуда брать средства на Куршавель и прочее фигурное катание?

    Да, был СССР – грандиозный политический эксперимент, где властвующие элиты попытались сделать вид, что никаких "элит" в стране не осталось. А остался один лишь "народ", управляемый "разумными от народа".

    Бывали времена, когда это даже походило на правду. Но недолго. В конце концов властвующим элитам надоело притворяться "народом", и они все вернули взад.

    Надежды на "коллективного Путина" совершенно беспочвенны. Да, эта группа честно пытается высунуть нос за пределы национальных границ, дабы пойти по стопам старших западных товарищей. Тех, что ободрали земной шар как липку и, не скупясь, кинули когда-то в "левом порыве" добрый кусок собственным народам. Вот и наши начали поглядывать хитрым глазом за свои национальные границы.

    Но – не выйдет. И не потому что плохо стараются. Просто закончилась эпоха, когда вся мировая экономика представляла собой совокупность механизмов неэквивалентного обмена, перекачивающего ресурсы земного шара в сильные руки.

    Все перекачали. Дальше перекачивать нечего. Все ограблено и присвоено. И что с этим дальше делать – совершенно непонятно.

    Непонятно даже старшим западным товарищам. А до наших "элит", похоже, даже суть ситуации еще не дошла.

     

    Но, что совершенно точно, получать ресурсы извне, дабы подкармливать "левые повороты" внутри, уже невозможно. А делиться с "народом" ресурсами, изъятыми у него же, согласитесь – выглядит диковато. Комично. И даже слегка шизофренично.

    Глобальный выход из текущего мирового кризиса – в перестройке мировой экономики на началах эквивалентного обмена. То есть, на началах, исключающих отношения грабежа из числа форм социального структурирования.

    Как к этому даже и подступиться-то – никому сегодня неизвестно. А уж ожидать практических результатов в виде реального "левого поворота" – и подавно.

    И, конечно же, наивно ожидать такого рода результатов от господ, дислоцирующихся на Охотном Ряду и Старой Площади. Так что ожидания "левого поворота" представляются не более чем милым стариковским романтизмом. Впрочем в нашем с господином Хазиным возрасте это простительно.

12

Комментарии

39 комментариев
  • Леонид Ильич
    Леонид Ильич23 мая 2018 г.+1
    Неизбежен.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский23 мая 2018 г.+6
    Конечно, добровольный "левый" поворот невозможен в нынешней РФ. Только подневольный, т.е. без учёта мнений и хотелок псевдоэлиты.
  • НВ НВ
    НВ НВ23 мая 2018 г.+4
    Хазина допустили в святая святых - к Соловьеву - шарманку для оглупления охлоса. А это уже диагноз. Туда отбор - либо клоун, либо пропагандон.
  • николай гричук
    николай гричук23 мая 2018 г.-1+1
    Кто смертельный враг буржуев? Да сами буржуи, не лоспевающие за вызовами времени: компьютеризации, роботизации, внедрению биотехнологий. Россия в этом отношении "слабейшее звено мирового капитализма", подмечено ещё Лениным.
  • Слава Кащенко
    Слава Кащенко23 мая 2018 г.-4
    Немного не согласен с автором. Грабить можно лишь только тот народ, который что-то производит. И это производство, как и соответственно грабёж, не будет зависеть от цены на нефть. Но в России не так. Высока цена на нефть - все (и элитка и народ) в шоколаде и славят власть. Цена на нефть упала - элитка в шоколаде, народ сидит с раскрытыми клювами и ждёт, чтобы туда что-то кинули. Не кидают, источник ништяков скукожился и хватает только элитке. Тогда и слышны вопли про "ограбление". Полноте. Вы же ничего не производите, чтобы вас грабить. Точно так же как и "ограбляемые" негры в "развивающихся" странах. Они нихрена не делают, у них нечего взять, в лучшем случае торгуют ресурсами, как и вы. То, что вас грабят - это просто сладкая сказка на ночь, которую вы рассказываете друг другу. А так, по жизни - вы недееспособны, увы. Даже без Хазина.
    • Николай Астров
      Николай Астров23 мая 2018 г.+7
      Вы правы с чисто сиюминутной точки зрения, без оглядки на историю. Да, сейчас из народа сделали стадо баранов, способных только жрать и срать. Никто не отказался бы что-то производить, но нас искусственно поставили в условия, когда это попросту невозможно. Но ведь народ -- это не только мы, ныне живущие, но и наши предки. Они создали огромную страну, подняли её до уровня сверхдержавы, одной из богатейших в мире. Где это всё? Развалено, разрушено, распродано по дешёвке, а деньги вывезены за бугор. Но ведь должно было не только остаться, но и приумножиться. Вот Вам и факт ограбления народа налицо.
  • влад влад
    влад влад23 мая 2018 г.-2+3
    Браво автору -оценка русской интеллигенции точна и беспощадна .Без социальной демократии действительно даже чужие награбленные ресурсы не в пользу - золото америк разорило аристократичную Испанию , а сахарные плантации нужны лишь странам , способным организовать массовое потребление, неэлитарное потребление - то есть равномерно распределить платёжеспообный спрос среди всего населения .Без социальной демократии экономика гниёт и умирает , и Россия уже была на краю гибели после алекандросвободительного и витте-столыпинского геноцида .Человек с винтовкой спас страну , приставив маузер к виску интеллигенций и кулацкоантинародного бизнеся .Сегодня без общемировой социальной демократии -ответственного трудопродуктообмена в глобальном масштабе загнивает и мировая экономика-метания трампов доказательство .Спасение придёт и снова , а уж в чьих руках будет спасительный маузер -бог весть .
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов23 мая 2018 г.-1+5
    Автор допускает распространённую логическую ошибку. Его логические предустановки таковы, что они полностью предопределяет логический вывод, который он собирается сделать: элита негодная, народ - быдло, а если кто-то появится из народа, то станет негодной элитой. Во-первых, из народа может появиться годная элита, которая установит такую политико-экономическую и правовую систему в стране, что это будет обеспечивать сменность и качество элиты и духовное развитие народа как её источника. Именно это не было сделано в СССР.
    • Ипполит  Магомедович
      Ипполит Магомедович23 мая 2018 г.-2+1
      Было. Но в совершенно другую эпоху и в других условиях, которые вряд ли сложатся в будущем.
      • Сергей Бахматов
        Сергей Бахматов23 мая 2018 г.-2
        Если таких Ипполитов будет большинство, то наверняка не сложатся. Под лежачий камень вода не течёт, если никто не пис.ет.
        • Ипполит  Магомедович
          Ипполит Магомедович23 мая 2018 г.-2+1
          Ну так приступайте. А я, знаете, ли старенький - давно на свете живу, родился ещё при Сталине и разность эпох пережил на себе.
          • Сергей Бахматов
            Сергей Бахматов23 мая 2018 г.-2
            Старенький говорите, тогда надо сидеть на завалинке и греться на солнышке, а пессимизм разводить не надо. Можете не сидеть на завалинке, но тогда уж без старческого пессимизма...
            • Ипполит  Магомедович
              Ипполит Магомедович23 мая 2018 г.-1+1
              Пессимист - это просто хорошо информированный оптимист. К сему могу добавить, что в советское время я был как раз внутри этой самой элиты, повадки и нравы знаю не понаслышке (в отличие от вас). Так что советы оставьте своему дедушке, молодой человек... P.S. Так когда приступаете-то?
              • Сергей Бахматов
                Сергей Бахматов23 мая 2018 г.-2+1
                Как только, так сразу. То, что пессимист - это хорошо информированный оптимист, это как раз и есть идиотский пессимизм. Советую иногда свою голову включать, нельзя же говорить одними штампами.
                • Ипполит  Магомедович
                  Ипполит Магомедович23 мая 2018 г.-1+1
                  Ну-ну. Я же вам сказал, кому адресовать свои советы от диванного эксперта. Скажите, вас ещё никогда не подводила ваша неофитская самонадеянность? Тогда оптимистический прогноз - у вас всё ещё впереди. Ну и раз без штампов, так без штампов - вот это что "Как только, так сразу"?
                  • Сергей Бахматов
                    Сергей Бахматов23 мая 2018 г.-2
                    На идиотский вопрос идиотский ответ, чтобы идиоту было понятно. Зачем вы гордитесь тем, что принадлежали поздней советской элите? Уронили страну, обобрали и даже не согрели. Таких, как вы и Зюгановых, надо полностью изолировать от общественных обсуждений, поскольку доказали свою полную недееспособность в этом вопросе.
                    • Ипполит  Магомедович
                      Ипполит Магомедович23 мая 2018 г.-1+1
                      Итак. 1. Где вы увидели, что я горжусь? Я вас просто известил, почему у меня есть причины думать иначе. 2. Вы ответили сплошными штампами, борец со штампами. 3. Как идиот идиоту скажу - не вижу смысла продолжать перепалку с пустопорожним фразёром-клавошлёпом. Bye-bye,
                      • Сергей Бахматов
                        Сергей Бахматов23 мая 2018 г.-2
                        Я тоже не вижу удовольствия обсуждать что-либо со стареньким, который и в молодости, судя по всему, умом не блистал))
          • Михаил Русаков
            Михаил Русаков23 мая 2018 г.-2+1
            Мудрость приходит с возрастом. Но к вам старость пришла одна.
            • Ипполит  Магомедович
              Ипполит Магомедович23 мая 2018 г.-1
              Ещё один любитель банальных штампов, выдаваемых за собственную мудрость?
      • Михаил Русаков
        Михаил Русаков23 мая 2018 г.-1+1
        Объективные законы мироздания действуют неотвратимо в любую эпоху. Автор успокаивает самого себя и всех нынешних грабителей народа
  • Николай Астров
    Николай Астров23 мая 2018 г.+5
    Разумеется, мирным путём совершить "левый поворот" невозможно. И не только в России, но и вообще в любой стране, где правящим классом является буржуазия. "Элита" скорее согласится на "ультраправый поворот" (к фашизму или монархии), чем на "левый". Поэтому, как бы мы ни старались добиться справедливого устройства общества безреволюционным путём, это всё останется утопией до тех пор, пока мы не осознаем неизбежность революционного пути.
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов23 мая 2018 г.-3+1
      Николай, соглашусь с вами по поводу того, что идиллии не будет при революционных преобразованиях, но гражданской войны и последующих драконовских репрессий не должно быть. То, что было в 1917 г., было вынуждено. Общество тогда раскололось приблизительно пополам и пребывало в непримиримом состоянии. Через просвещение масс можно склонить к идее социализма абсолютное большинство, к которому присоединятся остальные, кроме элиты, составляющей менее одного процента населения. Будущие обстоятельства будут только способствовать этому. Нельзя же падать бесконечно...
      • влад влад
        влад влад24 мая 2018 г.
        Сергей , вы говорите о просвещении ,как способе избежать драконовских репрессий при переходе от власти интеллигенций к власти народа .Это глупость,поверьте .Никто никогда не убедит масквича с доходом в триста тысяч ,извергающего геноцид русского народа , получать тридцать кудымкарских тысяч ради будущего .!917 год доказательство - ни одна барствующая падла не захотела терять господства -н кулаки ,ни интенллигенты, ни типа христианская церковь .масковский министр , который прикажет убить пять миллионов кудымкарцев - интеллигенты сделают его героем защиты конституции и православия и процветания столыпинского .если у кудымкарцев и у будущего штыков окажется больше , то сто тысяч повешенных антинародных чикатило интеллигенты запишут в невинные жертвы.Ленинцы выиграли не пропагандой - десять тысяч сторонников социал-демократии при тотальной мировой моде на социальную демократию -ничто.две т
      • влад влад
        влад влад24 мая 2018 г.
        две трети из большевиков -замятины , что хотели просто себя выдвинуть в потребительские верха взамен аристократии .Стать новым драконом .Страну спасли крестьяне с винтовкой , что увидели жизнь крестьян европейских и поняли с каким подлым интеллигентным аристократичным врагом народа внутри страны имеют дело .
      • влад влад
        влад влад24 мая 2018 г.
        Ленин выиграл не пропагандой - правдой .в 1918 году он говорит , что раздел крупных организованных сельхозпредприятий приведёт к кулацкому беспределу и геноциду для большинства крестьян - кто из крестьян ,получивших плодородную землю помещиков мог в это поверить? кто из фермеров -бывших агрономов ,укравших самые лакомые куски не своего хозяйства мог поверить , что будет не хозяином , а подстилкой западных хозяев и бюджетным вором ?Никто .А Ленин знал , по историческому опыту других государств .
      • влад влад
        влад влад24 мая 2018 г.
        Что мы имеем в стране сегодня -сравнение -Столыпина -витте- александра-освободителя поддержали и получило выгоду от крестьянского геноцида один-два процента населения , вместе с лакеями и холуями - пять .Чубайсовский геноцид поддержали и получил и выгоду - десять-двадцать процентов кулаков и интеллигенций .За счёт нефтедоходов от убийства людей Ираке-Ливии-Сирии относительную к дворникам выгоду получили ещё тридцать процентов населения - каждая бублиотекарша ,которую никто и никогда не убедит , что её доход не должен быть в разы выше ,чем у сантехника .Большая часть народа ищет выгоды в убийствах в любом заливе и в любом кудымкаре .Какое бы говно они не ели ,пока сыты будут убивать любого кудымкарца ,посягнувшего на подлые ворованные потребительские преимущества .А винтовок у них больше - каждый офицер ,следователь,прокурор , омоновец находится у них в найме , и все будут стрелять в с
  • Николай Астров
    Николай Астров23 мая 2018 г.+3
    Ну, это уж как получится. Захватывая власть, большевики явно не планировали ни Гражданской войны, ни драконовских репрессий, -- достаточно вспомнить, что первые полгода они к своим врагам относились достаточно мягко... Сейчас общество тоже расколото приблизительно пополам, однако просвещение масс дело долгое и непростое, так что предсказать заранее, как будут развиваться революционные события, я бы не рискнул.
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов23 мая 2018 г.-1+2
      Дело долгое и непростое, тем более, что надо ещё самим просветительским силам собраться воедино. Но именно этот путь ведёт к успеху. Если на волне недовольства масс ухудшающимся положением дел удастся получить большинство в Думе, поставить своё правительство, президента, кардинально почистить все силовые ведомства, то курс к реформам будет свободен. В противном случае - непредсказуемые последствия, где в России могут придти к власти такие же, как на Украине.
    • Михаил Русаков
      Михаил Русаков23 мая 2018 г.-2+1
      Наше дело правое. Мы победим.
  • Михаил Русаков
    Михаил Русаков23 мая 2018 г.-2+2
    Задолбали этим гражданским обществом - это чисто буржуазная идея. Поэтому автор и отрицает возможность идеологической парадигмы в России. Его задача сохранить нынешнюю "стабильность" «Первый, кто расчистил участок земли и сказал: «Это мое», – стал подлинным основателем гражданского общества» (Жан-Жак Руссо); наличие конфронтации имущих с неимущими в форме постоянно текущей «холодной гражданской войны», «хищничество богачей, разбой бедняков» (Руссо)[
  • Михаил Русаков
    Михаил Русаков23 мая 2018 г.-1+1
    Георг Гегель, немецкий философ: Гражданское общество — сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нём постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер.
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов23 мая 2018 г.-1
      Ошибка Гегеля была в том, что он идеологически отстаивал полное подчинение как личности, так и всех граждан законам и государству, даже если они несправедливые. В этом случает деспотизму нечего противопоставить. Правильная тактика - это организация и просвещение масс с целью, гражданского мирного неповиновения порочным властям и свержения их.
  • Михаил Русаков
    Михаил Русаков23 мая 2018 г.+2
    Всё что вы говорите - правильно. Гегель лох, невежда по сравнению с вами.
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов23 мая 2018 г.-2+1
      Так ведь, согласно Гегелю, надо слепо подчиняться властям, принимая смиренно свою участь, что означает неизбывное болото в общественной жизни. Сама жизнь опровергла его, не я))
  • Слава Кащенко
    Слава Кащенко23 мая 2018 г.-1+1
    Бахматова замесить совсем не трудно, вон сколько народа справилось. С поверхностным и крикливым человеком это запросто сделать.
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов24 мая 2018 г.-1
      Когда справляться будешь, не забудь пилу прихватить, без неё ты не воин))
      • Слава Кащенко
        Слава Кащенко24 мая 2018 г.+1
        Спасибо, подтвердил мои слова. У тебя же кроме личных оскорблений ни единого аргумента не было и нет. По мне так поток фекалий в сторону оппонента это открытый текст "я проиграл". Спорить ты не умеешь, после двух-трёх сообщений "лапки кверху". Если спорить по делу, а не о пиле, я же тебя быстро уделаю и уделывал не раз.
        • Сергей Бахматов
          Сергей Бахматов24 мая 2018 г.
          Так с кем спорить? Ты ведь кроме пилы ничего не знаешь.