Самое свежее

Эль Мюрид. Надежда Кремля на чудо Чем отличаются русские от украинцев? Политические анекдоты Спрут и маленький человек Алексей Рощин. Кто же обстреливает Запорожскую АЭС? О европейской дискуссии "Пускать ли Дуньку в Европу" или "петух подкрался незаметно" Александр Росляков. Новый Раскольников – или Преступление без наказания

Татьяна Воеводина. Прощай, болонская система!

  • Болонская система образования нас бросила. Примерно как одного жителя нашего посёлка бросила жена. Он долго хотел, но всё не решался с ней развестись, а она взяла да нашла нового мужа и уехала с ним. Повезло парню. Вот и нам повезло.

    Болонская система была у нас карго-культом: имитацией внешней формы с сохранением старого содержания. Вернее содержание только ухудшилось под влиянием новой формы. Наш привычный вузовский курс просто резали надвое.

    Однако прощаясь с Болонской системой, следует извлечь из неё ценное поучение. Даже не из неё, а скорее из англосаксонской образовательной системы, которая лежит в её основании.

    Есть принципиально две идеологии, философии высшего образования. Наше высшее образование, которое когда-то было срисовано с немецкого образца, предполагает изучение сначала теории, а потом прикладывание этой теории к практике. Это соответствует диалектике общего и особенного, свойственной немецкой классической философии. Хочешь стать инженером? Изучи сначала математику, физику – а дальше будешь изучать инженерное дело как практическое воплощение этих дисциплин.

    Возможен и другой подход – более практический. Англосаксонский. Сразу начинают готовить практика, по существу – техника узкой специальности. После этого он может идти работать. Это бакалавриат. А потом – кто может и кому это нужно –  идёт учиться дальше. Это магистратура.  Там он изучит – возможно –  и высокую теорию. Не случайно английский engineer вполне может оказаться техником: не зря немцы пишут в своих визитных карточках dipl. еngineer – чтоб показать, что он не техник, а именно инженер.

    Такая философия образования, сформировавшаяся ещё в XIX в., и была положена в основу Болонской системы. Ведь в основе каждого большого дела лежит какая-то философия, даже если это не вполне осознаётся самими деятелями.

    Какой тип образования лучше?  Скорее всего тот, к которому привык данный народ. Лев Толстой вывел на основании своего опыта преподавания в яснополянской школе, что лучшая метода та, которой лучше всего владеет преподаватель, а единой для всех быть не может. Это же можно отнести к национальной системе образования. Не случайно итальянцы под сурдинку взяли из болонского процесса жизненно важные специальности: инженерию, медицину, агрикультуру. А неважные: филология, юриспруденция, экономика – это пожалуйста, этого – не жалко.

    Нам нужно оставить нашу привычную – можно сказать: дедуктивную – систему образования. Однако при этом в практических инженерных специальностях очень полезно разработать программы подготовки инженеров из техников той же специальности. Это уже есть и было и при советской власти во многих вузах. Например, сын моей сотрудницы окончил т.н. колледж (техникум) по дорожному строительству, и лучшие ученики получили право без экзаменов поступать в вуз по тому же профилю на специально разработанный укороченный курс.  Но такая система возможна, пожалуй, только для сугубо практических специальностей. Там, где требуется большая теоретическая база, этот подход способен только ухудшить дело. Положим, инженера-физика таким манером скорее всего не подготовишь. А вот врача и учителя можно и нужно.

    Вот это направление, как мне представляется, стоит развивать. При сохранении наряду с ним и обычного пяти-шестилетнего курса.

    Разумеется, тут не будет единообразия, столь милого сердцу всякого бюрократа. Однако в интересах дела единообразием стоит пожертвовать.

    Сейчас очень развивается система среднего специального образования. Техникумы и ПТУ становятся популярными среди молодёжи. Это полезно и благотворно, особенно ввиду неизбежной и жизненно необходимой индустриализации. Вот и нужно создать для их выпускников интересную и полезную перспективу.

4

Комментарии

5 комментариев
  • Евгений Гордеев
    Евгений Гордеев1 июля+4
    Ну, коль с Западом расплевались, и похоже, надолго - значит и болонская система без надобности.
    • VOVELLO 2
      VOVELLO 21 июля+4
      Теперь ещё из ВТО выскочить и Центробанк сделать самостоятельным.
  • Викентий Щеглов
    Викентий Щеглов1 июля+1
    Болонская система ушла... А что сие означает на практике?
  • Игорь Бочковой
    Игорь Бочковой1 июля-2+3
    Болонская система (реальная, а не фиктивная как у нас) позволяет быстро обеспечить все отрасли специалистами с квалификацией, достаточной для решения 90% стоящих перед ними задач. Область применения магистров - довольно узкая, и получение этой ученой степени должно быть экономически оправдано. Но целесообразность в России никогда не приветствовалась, и поэтому наши ура-патриоты опять все разрушат к ядрене-фене, вместо того, чтобы просто привести в соответствие.
  • Гассан Абдурахман
    Гассан Абдурахман4 июля
    Насчет квалификации engineer можно добавить, что наличие степени бакалавра в одной из областей engineering не делает человека инженером, надо еще иметь практический опыт (около 5 лет) и лицензию инженера. С другой стороны, машинист локомотива, механик, обслуживающий судовой двигатель и т. п. также называются в английском языке engineers. Кстати, у французов бакалавр - это выпускник средней школы, сдавший соответствующие экзамены в последние два года обучения, т. е., абитуриент. П.С. (из Г. Гейне) "Геттинген далеко не так уж известен в Болонье, как можно было бы ожидать хотя бы в расчете на благодарность, — ведь его принято называть немецкой Болоньей. Подходящее ли это название — я не хочу разбирать; во всяком случае, оба университета отличаются один от другого тем простым обстоятельством, что в Болонье самые маленькие собаки и самые большие ученые, а в Геттингене, наоборот, самые мале