Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Татьяна Воеводина. Мозг на аутсорсинге

  • Я впервые оказалась в Южной Корее в 2009 г. – и увидала там удивительные вещи. Первая: водитель такси не знал, где в Сеуле вокзал. А потом посмотрел в гаджет – и узнал.  У нас в Москве таких, кажется, ещё не было. Не только профессионалы, но и просто москвичи  базовые пункты городской географии держали в голове. А потом меня поразила публика в вагоне метро: все, от мала до велика, сидели, вперившись в гаджет. В Москве такого стопроцентного охвата ещё не было. Сейчас – уже близко к тому.

    И умственная деятельность постепенно перешла на аутсорсинг – от английского «outer-source-using», что в переводе означает использование для работы посторонних, внешних ресурсов. Зачем, скажем, держать в голове факты, что-то знать, забивать голову именами и датами, когда погуглил – и всё узнал. Вот пишет на педагогическом портале «Мел» учитель истории: раньше, в заскорузлые совковые времена, учеников заставляли запоминать массу фактов, а теперь, когда есть интернет – это на нужно. А что нужно? Оказывается, умение мыслить. И невдомёк прогрессивному педагогу, что мыслить можно только на основе тех фактов, которые уже есть в твоей голове.

    Настоящие специалисты любой профессии держат в голове огромное количество разных сведений, деталей, цифр. Знания (в голове, а не в интернете) – это тот самый материал, из которого создаётся мысль. Нет материала – нет и мысли.  В результате нынешние и бывшие школьники массово не только не имеют никаких мыслей, но даже и малой сообразительности не имеют. По телевизору недавно показали: отроков спрашивают, кто открыл закон Ньютона. В ответ тишина.

    Сейчас у нас в СМИ принято высмеивать политиков из «недружественных стран», которые то и дело что-нибудь ляпнут, обнаружив полное незнакомство с историей или географией. По-моему, это говорит лишь о том, что в политику пришло новое поколение с разумом на аутсорсинге. Наши ровесники этих митрофанушек – точно такие же.

    Читать молодые современники как правило умеют чисто технически, как гоголевский Петрушка. Извлекать смысл из текста, что пару поколений назад умел каждый, учившийся в школе, молодая поросль массово не умеет. Да и трудно им даётся чтение, потому и не читают ничего затруднительного хоть в малой мере. Люди, аттестующие себя как верующие, не знают базовых текстов своей религии. Зачем? Когда куличи святить – скажет интернет.

    Человек с высшим образованием не может осилить статью в 20 тыс. знаков. Просто утомляется и бросает.  Многим сегодня трудно прочитать даже роман. Появляются книжки-картинки: не для трёхлеток – для взрослых. Недавно в Италии мне встретились старшеклассники, не помнившие года объединения Италии. А зачем? Смартфон всегда при тебе.

    Массовое скольжение в мир первобытного невежества и  самодовольной цифровой дури пошло особо споро с появлением Интернета 2.0, когда публика получила возможность не только читать, но и «каментить», заводить свои аккаунты, постить котиков и тортики.  Именно в это время читатель стал писателем. И вместо чтения книг, журналов или хотя бы газет, как это было в предыдущих поколениях, он массовым порядком стал читать преимущественно себе подобных.

    В прежние заскорузлые времена он читал тексты, которые были хоть на вершок выше его уровня, т.к. писали и публиковали свои сочинения всё-таки не все подряд, а тексты как-то отбирались, редактировались. А потому любое чтение всё-таки тянуло человека вверх, развивало его. Сегодня средний молодой человек читает в большинстве случаев произведения таких же, как он сам.  Он совершенно доволен собой и не видит ни единой причины подтягиваться и развиваться.

    Такое положение на руку современным хозяевам мира, которые если не создали его намеренно, то, безусловно, удачно оседлали волну. Человеку, чей ум полностью зависим от гаджета, более того – вынесен вовне, можно внушить всё, что угодно. Что и происходит на всём земном шаре.

16

Комментарии

6 комментариев
  • Игорь Бочковой
    Игорь Бочковой2 июня 2022 г.-6
    Словарный запас Эллочки-людоедки из "12 стульев" составлял около 30 слов. Для значительного числа наших сограждан этого вполне бы хватило:) А если без шуток, то не всем же быть космическими инженерами или учеными. Нам не нужно 8 млрд работников умственного труда. Есть огромное количество прекрасных профессий, не требующих высокого образования и развитого интеллекта. При этом возможностей для саморазвития, образования, получения информации сегодня на порядок больше чем 30 лет назад. Воспользуется ими человек или нет - его личный выбор.
    • VOVELLO 2
      VOVELLO 22 июня 2022 г.+6
      Автор очень правильно подметила, что отсутствие знаний приводит к отсутствию способности к критическому мышлению, т.е. способности адекватно оценивать окружающий мир.
      • Владимир Митин
        Владимир Митин3 июня 2022 г.-1+1
        Добавлю к вашему комментарию замечание: "к отсутствию способности к критическому мышлению, т.е. способности адекватно оценивать окружающий мир" приводит не только отсутствие знаний, но и односторонность, однобокость и предвзятость (лживость) приобретенных знаний.
  • Евгений Гордеев
    Евгений Гордеев3 июня 2022 г.+2
    Читать серьёзную литературу можно и посредством гаджетов. Нет разницы - читаешь ты бумажную или электронную книгу. Беда как раз в том, что в интернете 99% общедоступной развлекаловки, которая отбирает всё полезное время, так как гораздо проще "постить котиков и тортиков", чем читать и пытаться понять, запомнить и сделать выводы.
  • Николай Лебедев
    Николай Лебедев3 июня 2022 г.-2
    Вообще-то это путь разделения людей на избранных и остальных, один из сильных аттракторов этого пути (назову его условно "гаджетированием", не отражающим полностью это явление). Россия на него тоже угодила со своим рабским подражательством в сфере образования в частности. В молодости читал как-то рассказ Айзека Азимова, кажется, "Профессия". Чем-то перекликается его содержание с моим мнением об избранности избранных и массы всех остальных. Вот только в действительности всё происходит обычно куда хуже, циничней, грязнее...
    • Игорь Бочковой
      Игорь Бочковой3 июня 2022 г.-3
      "...это путь разделения людей на избранных и остальных..." Так люди сами выбирают себе то, что им больше подходит, разве это не справедливо? Кому - котики, а кому - ответственность за судьбы людей. И выбор, заметьте, - не по признаку происхождения, стартовых условий, не по протекции, а по собственной воле. Вот, например, сын небогатых родителей, аутист, всезнайка и школьный изгой, пройдя трудный путь без финансовой поддержки, в конце концов разработал систему PayPal, а в последствии стал величайшим предпринимателем всех времен. И такой путь теперь возможен для многих.