Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Татьяна Воеводина. Ни коммунизм, ни православие ныне не тянут на госидеологию. Что же тянет?

  • В соцсетях бурно обсуждалось недавнее высказывание Путина о сходстве христианской и коммунистической идеи, а мавзолея – с мощами святых, – показавшееся многим неожиданным. Но мысль о фундаментальном сходстве этих двух вер существует столько же, сколько само коммунистическое учение – уже лет двести.

    Еще в1894 г. Ф. Энгельс написал пространную статью «К истории первоначального христианства», где исходной посылкой было:

    «И христианство, и рабочий социализм проповедуют грядущее избавление от рабства и нищеты; христианство ищет этого избавления в посмертной потусторонней жизни на небе, социализм же – в этом мире, в переустройстве общества».

    Это принималось автором за общеизвестное, а разговор в статье шёл о сходстве движения первых христиан с рабочим движением: «Если хотите представить себе, чем были первые христианские общины, присмотритесь к какой-нибудь местной секции Международного Товарищества Рабочих».

    Кстати и Луначарский написал сто лет назад целых два тома под названием «Религия и социализм», где утверждал, что социалист – это более верующий тип, чем «старорелигиозный человек».

    Ничто не ново под Луной!

    Так отчего же все так разволновались? Вряд ли это объясняется только младенческим невежеством широкой публики, чей кругозор ограничивается горячими новостями Рунета, а потому для всё ново и каждый день полон «открытий чудных».

    Мне кажется, дело вот в чём. Мы живём на сломе эпох: так называемый капитализм и весь связанный с ним строй жизни исчерпал себя и должен исчезнуть. И смениться иным. Большие перевороты в жизни народов сопровождаются возникновением новых больших религий. На выходе из античности возникло христианство, на выходе из Средневековья – протестантизм.

    Новый строй, что нас ждёт, будет похож и на социализм, и на корпоративное государство – и иметь черты средневековой жизни. Ему должна соответствовать некая новая религия. Её нельзя выдумать, как пытались у нас несколько лет назад выдумать национальную идею – она должна сама произрасти. И овладеть массами. И как всякая новая религия, она вберёт в себя многие черты прежних верований.

     

    Вот эта потребность в новых верованиях и отразилась, на мой взгляд, в стремлении главы государства соединить давно прошедшее с прошедшим недавно. Социалистическое и христианское вероучения, «Моральный кодекс строителя коммунизма» с Нагорной проповедью. Разумеется, есть тут и органически присущее демократии суетливое стремление угодить всем, никого не огорчить и ничему не противоречить.

    Но это – слой внешний, поверхностный: с верующими никто уж четверть века не спорит, Патриарх давно стал государственной публичной персоной. А государственные персоны в свою очередь – «подсвечниками», как прозвал наш острый на язык народ внезапно воцерковившихся функционеров.

    Главное, что отразилось в мысли Путина – религиозный поиск, потребность новой веры, возможно даже, не вполне осознанная.

    Может ли православие, хотя бы и обновлённое, стать той новой религией, за которую человек и умереть готов? Уверена: нет. Православие давно стало прекрасным, достойным восхищения и изучения историческим памятником. Никакого практического влияния на жизнь оно больше не оказывает.

    В нашей культуре, безусловно, имеется православная подкладка, но не более того. Я не знаю никого, кто бы в решении повседневных практических задач руководствовался указаниями религии. При этом все мои знакомые, в согласии с нынешним поветрием, аттестуют себя верующими. И сто пятьдесят лет назад такое было – чему свидетель Лев Толстой. Его Каренин, считавший себя очень верующим человеком, столкнувшись с большой жизненной проблемой, даже не пытается искать ее решения в религии, что особо подчёркивает автор.

     

    Сегодняшнее православие выражается в умильном головном платочке, свечечке, освящении куличей и подаче записочек: авось Боженька поспособствует. Но это скорее суеверие: прав был и Белинский, говоря, что русский народ более суеверен, чем религиозен. Он, потомок священника, думается мне, знал, что говорил. Так что не большевики уничтожили православие: оно превратилось в окаменелость куда раньше.

    Для многих сегодня участие в религиозных обрядах – что-то вроде модных исторических реконструкций: одни изображают викингов, другие – православных.

    Ничего худого ни в свечечках, в платочках, ни тем более в восстановлении храмов нет – просто не надо пытаться опереться на то, что крепости не имеет. Нельзя реанимировать исторический памятник.

    Таким же памятником, я думаю, сегодня является и коммунистическая религия, которая сто лет назад была живой и зовущей: за неё отдавали жизни.

    Механически слить воедино эти два вероучения, принадлежащие прошлому, нельзя, не получится.

    Нужно новое верование. Его ждут – и оно придёт. Ибо свято место пусто не бывает.

6

Комментарии

59 комментариев
  • Павел Шереметев
    Павел Шереметев21 января 2018 г.-1+4
    Мадам Воеводина воинствующая атеистка, которая жонглирует в своей не очень умной статье вырванными цитатками из Энгельса, Луначарского и Белинского (не самая лучшая компания в Рождество Христово) и ничтоже сумняшеся приплетает в свой опус очень верующего человека, писателя Льва Толстого, со своей субъективной трактовкой персонажа романа "Анна Каренина". Даже не хочу дискутировать по поводу трактовки этого бессмертного произведения, в котором Толстой соединяет самые противоречивые чувства и нравы людей, - не место и не время, - но отвечу г-же Воеводиной строками из Евангелие от Луки, глава 18;10.Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11.Фарисей став молиться сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12.Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. 13.
    • Сергей Жуков
      Сергей Жуков22 января 2018 г.-1+1
      Шереметеву от Ключевского. Ничтожество любит рядиться в патриотизм или православие. Ключевский, кстати закончил семинарию, но более трезво оценивал возможности религии
      • Павел Шереметев
        Павел Шереметев22 января 2018 г.
        Жжюков, ты руки на рельсы положишь, что Василий Осипович мне лично из могилы ответил?
        • Сергей Жуков
          Сергей Жуков26 января 2018 г.
          Шарекомудин ты по каким дням и часам мозги включаешь?
    • Рафик  Кулиев
      Рафик Кулиев30 января 2018 г.
      Хорошо, что бога нет. А то бы он, в первую очередь, покарал бы верующих. Хоть один из них соблюдает заповеди бога?
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов21 января 2018 г.-1+2
    Автор связывает с христианством религиозную внешнюю атрибутику, а также толкование Евангелие РПЦ. В учении Христа можно найти ответы на все злободневные вопросы современного устройства общества. Более того, человечество на протяжении уже почти 2 тыс. лет только и занимается тем, что тщетно пытается опровергнуть его. Это учение кардинально отличается в некоторых аспектах, как от марксизма, так и интерпретации его в догматах всех христианских Церквей. Кризис христианства - отклонение от подлинного учения Христа.
  • Павел Шереметев
    Павел Шереметев21 января 2018 г.+4
    13.Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! 14.Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. ________________________________ Хочу также напомнить вам про рядового Евгения Родионова, обезглавленного боевиками в чеченском плену за отказ снять нательный крестик и принять ислам. Евгению было всего 19 лет, но он не предал ни Веру, ни Родину. "От креста до креста – не верста, Это путь многотрудный Христа, Коль душа не покрылась коростой. И под свист, как под выстрел, хлыста Шансов выжить – лишь десять из ста, А погибнуть – так все девяносто." Это строки из поэмы "От креста до креста", посвящённой Светлой памяти воина-мученика Евгения (Родионова) и иже с ним пострадавших воинов Андрея, Игоря и Александ
  • Павел Шереметев
    Павел Шереметев21 января 2018 г.+2
    Александра, казненных 23 мая 1996 года под Бамутом.
  • Рамиль Р
    Рамиль Р21 января 2018 г.
    что такое идеология ?https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F от слова идея то есть ради чего стоит жить или умереть .Может идея(идеология ) ограниченна рамками класса, государства,народа и т д ?Скорей всего нет.Может идеологию разработать и предложить какой нибудь институт или мыслитель-идеолог ? Возможно но она изначально будет предвзятой в интересах того или иного гос-ва, народа или класса,то есть она будет ограничена.Общечеловеческая идеология от человека не может подана человечеству? От кого должна исходить идеология от бога,то есть надо обратиться к религии.Ассортимент- Иудаизм,Христианство,Ислам. Надо обратиться к священным писаниям что там сказано может там что и найдем(что они говорят?).Для чего бог создал человека то есть Человечество.Кто не спит ответьте!!
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов21 января 2018 г.
      Бог - это Абсолют, обладающий атрибутом (Духом). Дух - свод объективных законов, известные нам в виде четырёх фундаментальных взаимодействий: гравитационного, электромагнитного, сильного и слабого. Мироздание отображается посредством этих (возможно и других) взаимодействий само на себя и становится не тождественным самому себе, что является движением всего сущего. При этом происходит структурирование материи в виде объектов, которые, взаимодействуя между собой, образуют объектно-субъектное пространство, что представляется как принцип всеобщей взаимосвязи. Таким образом, человечество - творение Духа из Абсолюта.
      • Рамиль Р
        Рамиль Р21 января 2018 г.
        Для чего бог создал человека то есть Человечество?
        • Сергей Бахматов
          Сергей Бахматов21 января 2018 г.
          Таков Дух. Мы можем только констатировать его "намерения", хотя это позволяет делать некоторые выводы относительно этих намерений. Например, принцип самосохранения и развития всего живого и окружающей природы получает у нас название "добро", а самоуничтожения и разрушения "зла" и т. д.
          • Рамиль Р
            Рамиль Р21 января 2018 г.
            Жить ради Бога — жить для Бога, по Его воле. Христианство Я создал джиннов и людей лишь только для того, чтоб Мне они служили.Ислам Красиво. Великолепно.Вот и вся идея и идеология для всего Человечества и всех миров.
  • Рамиль Р
    Рамиль Р21 января 2018 г.
    Ответ должен быть по принципу E=mc2, и даже круче.
  • Надежда Красная
    Надежда Красная21 января 2018 г.-1+5
    ...православная подкладка... Простите, Воеводиной таки лучше б не трогать эту тему. Я с перепугу прочитала сперва - прокладка. И, честно, это б авторше, торгующей банными принадлежностями, больше подошло:-)
    • Сергей Жуков
      Сергей Жуков22 января 2018 г.-3
      Красной Когда нечего возразить по существу, начинаются "потоки словесного гноя". Статья-то стоющая, при всем том, что у Воеводиной репутация неоднозначная. Вы знание, что надо выдвигать аргументы
      • Павел Шереметев
        Павел Шереметев22 января 2018 г.+1
        Бедный Жжюков! Чирей на твоём языке достиг невероятных размеров, его можно вырезать, но только с языком!
        • Сергей Жуков
          Сергей Жуков22 января 2018 г.-1
          Широмудин. Или ШироМудов? Ты похож на проктолога., решившего удалить себе гланды. Хотя понятно, что у тебя обширный геморрой мозга. Определись
  • Рамиль Р
    Рамиль Р21 января 2018 г.
    Комменты кто нибудь читает?
    • Надежда Красная
      Надежда Красная21 января 2018 г.+2
      Есть ощущение, что читающих меньше стало. Увы, политика Публициста такова((
      • Рамиль Р
        Рамиль Р21 января 2018 г.
        Хочу узнать для чего я живу?
  • Василий Усов
    Василий Усов21 января 2018 г.+5
    "Таким же памятником, я думаю, сегодня является и коммунистическая религия, которая сто лет назад была живой и зовущей: за неё отдавали жизни" - коммунизм не религия и не памятник. Это наше будущее, а пока - мечта о будущем. Иначе у человечества его просто нет.
    • Рамиль Р
      Рамиль Р21 января 2018 г.-1
      коммунистическая религия-может ли она называться религией? и чего в ней нет?
  • Рамиль Р
    Рамиль Р21 января 2018 г.-1
    Жить ради Бога — жить для Бога, по Его воле. Христианство Я создал джиннов и людей лишь только для того, чтоб Мне они служили.Ислам Ну вот теперь я знаю для чего я живу. Конечная точка известна главное с пути не сбиться.Пошел спать.Продолжу разговор после сна.
    • Виктор Старков
      Виктор Старков22 января 2018 г.+1
      Служить можно по разному.Вспомнился анекдот:Умерли одновременно водитель автобуса и священник(имам,пастор и т.д.).Оба оказались перед богом. Бог посмотрел на них и сказал.Священнику - ты в ад, а водителю автобуса - ты в рай.На что священник возмутился: - "Господин я служил тебе столько лет верой и правдой, а ты меня в ад! За что?". Бог отвечает: "Как ты служил? На твоих службах люди засыпали, вместо того,чтобы молиться, а в его автобусе люди молились вместо того, чтобы спать!". Ну а серьезно:- идеология должна быть у всех одна - жить по совести. А что это такое - это тема большой статьи.Будет время напишу.
      • Рамиль Р
        Рамиль Р22 января 2018 г.
        Служить можно по разному. Верно. Можно проводить обряд служения не веруя(машинально) А можно воспитывать детей,кормить семью,работать Это тоже служение .Главное в начале добавить С Богом или Ради Бога.Тогда совесть (граница определенная Богом) подскажет не делать Богомерзких дел.
  • Ирина  Журавлева
    Ирина Журавлева22 января 2018 г.+4
    После уничтожения коммунистической идеологии на территории СССР произошло чудовищное падение морали и нравственность ,а никто из религиознутых не способен ответить -что станет хуже для России и российского народа ,если исчезнут все попы и церкви .
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский22 января 2018 г.+1
    Правильные мысли высказал автор статьи, своевременные: "Нужно новое верование. Его ждут – и оно придёт. Ибо свято место пусто не бывает". Новое верование уже давно пришло в этот мир и именно в Россию. Новое верование упразднит все ныне существующие религиозные культы. Они просто отомрут в силу их неубедительности на фоне нового Учения Жизни. Кто хотел, тот его уже обрёл. Оно ближе самого близкого. Ищите и обрящете.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский22 января 2018 г.
    Только для Маши: нет!
  • Сергей Жуков
    Сергей Жуков22 января 2018 г.-1+1
    Воеводина только малось перенервничала по поводу самовозникновению новой религии. Должны появиться убежденные адепты. По части христианства трудно судить. А у люттерантства был отец родной Лютер, и без К. Маркса с Энгельсом трудно представить рождение коммунистических партий. Каждому дитю (и политическому тоже) нужон родитель
  • Юрий Дока
    Юрий Дока22 января 2018 г.+3
    Я не понимаю эти фразы: «новое верование», «новая религия»...После всех предупреждений Бога ему уже пора стереть с лица планеты вирус под названием «люди». Что бы человеческая цивилизация не омрачала «Высший разум» своим маразмом. Любая религия — сказка в изложении и пересказах тысяч и тысяч людей. Сейчас в России её стали рассказывать даже из телевизора, который совсем недавно слыл воплощением дьявола. В зависимости от размера пожертвования вам её расскажут с разными размерами «счастья» в конце. Если и есть какая-то истинная служба Богу — это постриг в монахи, отрешение от мирских благ и удовольствий, обретение подлинной свободы духа в закрытых монастырях. Всё остальное — показательные выступления с дорогими входными билетами, с красочными декорациями, пусть не похожими на реальные, в зависимости от климата и природной зоны.
    • Андрей Громадский
      Андрей Громадский22 января 2018 г.+1
      "Если и есть какая-то истинная служба Богу — это постриг в монахи, отрешение от мирских благ и удовольствий, обретение подлинной свободы духа в закрытых монастырях". Монахи - это дезертиры, сбежавшие с поля брани. Никому их постные бормотания молитв не приносят пользы. Если есть в ком-то "искра духа" - иди в самую гущу народную, и своим примером улучшай жизнь.
      • Юрий Дока
        Юрий Дока22 января 2018 г.
        Если это - «безвозмездный» поход, поход к людям без корысти, - вперёд и с молитвой! А, если это связано с непременным приобретением чего либо за деньги...Простите, в чём тогда разница между «поповской молитвой» и новогодним поздравлением президента посредством телевизора? Чужая душа не может принадлежать смертным, выбор для души указан в Заповедях и дан в предостережении о смертных грехах. А выдумывать слова и речи, которые человек и выговорить без молитослова не может...Никто этого не рассказывал, под запись не давал. Бог и так видит, о чём его просит молящий...
    • Сергей Жуков
      Сергей Жуков22 января 2018 г.-1+1
      Юрию Попову. Да разве дело в названии. Послушать адепта любой партии сейчас--ночей не спят. выбивают благо для народа.. Ну партия ЕдРо с известной репутацией. Ну а чем остальные лучше. В какой из них нет воров и жуликов? Так что дело в сути. Хотя вы правы. В 21 веке говорить о веровании смешно. Может быть ракеты с биваются с курса, потому что не могут переварить освящение?
  • Юрий Дока
    Юрий Дока22 января 2018 г.
    Обряд крещения может быть один раз, как рождение человека, венчание, смерть и отпевание. Вам же не приходит в голову ежегодно отпевать усопших с выкапыванием гроба из могилы? Достаточно прочитать молитву за упокой. Но...тут уж, ...на выдумки хитры. Как там у Господа: «1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.» Но,видимо на всех только Господа не хватает. Уже из возведённых в ранг святых можно целый город заселить. Нет у людей такого права вершить дела Божьи. Можно только просить Его о прощении своих грехов и молить за упокой усопших. Хотя, чего это я тут со своим Уставом...
  • Рамиль Р
    Рамиль Р22 января 2018 г.
    Согласен с вами во всем. 1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.Тогда Христианство утверждает о триединстве? 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.»Как быть с иконами и Иисусом из Назарета?
  • Владимир Василич
    Владимир Василич22 января 2018 г.
    "Православие давно стало прекрасным, достойным восхищения и изучения историческим памятником. Никакого практического влияния на жизнь оно больше не оказывает". Замечательные слова Автора. И "коммунистическая идея" - тоже реликт. Но как можно не заметить то, что вот уже четверть века "проповедует" КПРФ? Её Программа? Её 10 шагов к достойной жизни. Наконец, ЕЁ выдвиженец, народный Кандидат от национальных и левопатриотических сил, Грудинин? Нет там фетиша и догмы ортодоксального "коммунизма" ибо "коммунистическая" идеология зиждется на научном философском фундаменте - диалектике. "Всё течёт, всё меняется", "Закон отрицания отрицания", " Единство и борьба противоположностей" и т.д. И сейчас Народ (и народы) бредит и тоскует о Справедливом Мире, о Справедливом жите-бытье, о Справедливых социальных и национальных отношениях. И это идея "снизу", которая овладевает массами, а значит - Победит.
    • Сергей Жуков
      Сергей Жуков22 января 2018 г.
      Съест-то он съест, да только кто ему даст
  • Василий Афанасьевич Туев
    Василий Афанасьевич Туев26 января 2018 г.
    Бог - это идеал, эталон, с которым сверяются все поступки. Отсюда у Достоевского: "Если бога нет, то все позволено". В таком понимании бог - это навсегда. Но боги меняются, потому что меняются идеалы. Поэтому и бог выступает в разных обличьях: Иисус Христос, Будда, Сталин... Каждый наособицу, но у всех есть нечто общее: идея добра, справедливости, равенства.
  • Игорь Вайсман
    Игорь Вайсман27 января 2018 г.
  • Игорь Вайсман
    Игорь Вайсман27 января 2018 г.
    Ну ни черта себе, комментарий исчез! Придется по-новой. Сдается мне, за бесплатно такие статьи не пишут. Что стоит только это: "Главное, что отразилось в мысли Путина – религиозный поиск, потребность новой веры, возможно даже, не вполне осознанная". Тут рублями вряд ли обойдешься, наверняка американские ценные бумаги в ход пошли. ВВП сравнили с Энгельсом, а почему не с Христом? Или сразу с Богом? Милая дамочка, прежде чем браться за такие статейки, потрудились бы хотя бы изучить, что РПЦ сделала и делает для страны. Вашему богоподобному ВВП до такого никогда не дотянуться. А так называемые новые религии и идеологии давно существуют, интересоваться нужно, а не одного своего кумира слушать.
    • Сергей Жуков
      Сергей Жуков28 января 2018 г.
      Сопоставить бы: что РПЦ делает и что получает от государства. А заодно сопоставить бы благосостояние верхушки РПЦ--с рядовыми попами. Думаю. статистика не порадует. И в качестве своих пяти копеек Благодаря Путину РПЦ благоденствует
  • Игорь Вайсман
    Игорь Вайсман27 января 2018 г.
    Рамилю Р: стараюсь не спать, отвечаю. Ход мысли правильный. Конечно, общечеловеческая идеология идет от Творца человечества. Вот только нынешним и прошлым умникам такая простая мысль почему-то в голову не приходит. Вот они и изобретают либерализмы, коммунизмы и т.д. А мне вот какая идея в голову спустилась: https://www.proza.ru/2016/10/29/1983
  • Игорь Вайсман
    Игорь Вайсман27 января 2018 г.
    Рамилю Р: На ваш вопрос: "Хочу узнать для чего я живу?" отвечаю: https://www.proza.ru/2014/01/14/1929. В данной статье указаны и первоисточники.
  • Рафик  Кулиев
    Рафик Кулиев29 января 2018 г.
    Во-первых, Ленин отчитал Луначарского за попытку превратить социализм в религию. Социализм - это наука и к нему надо относится как к науке. Автор сослался на великолепные статьи Энгельса "О первоначальном христианстве", но, сознательно, извратил их. Советую всем прочитать Введение Энгельса к его работе "Развитие социализма от утопии к науке", чтобы понять действительный смысл сравнения коммунизма с христианством. Теперь об идеологии вообще. Что такое идеология? "Система определённых взглядов, идей, понятий, представлений, которых придерживается тот или иной класс или политические партия. Политические взгляды, философия, искусство, религия - всё это формы идеологии. Всякая идеология является отражением общественного бытия, экономического строя, господствующего в данное время. В классовом обществе идеология является классовой. Она выражает и защищает интересы того или иного борющегося
  • Рафик  Кулиев
    Рафик Кулиев29 января 2018 г.
    В классовом обществе идеология является классовой. Она выражает и защищает интересы того или иного борющегося класса. "Вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология, - писал В. И. Ленин. - Середины тут нет (ибо никакой "третьей" идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой идеологии". Краткий философский словарь, под редакцией М. Розенталя и П. Юдина, 1952 г., государственное издательства политической литературы, г. Москва.
  • Игорь Вайсман
    Игорь Вайсман29 января 2018 г.
    Товарищ Кулиев, марксизм-ленинизм, который вы исповедуете, не является всеобъемлющим учением, которое объясняет все. Философский словарь 1952 года тоже не дает точных определений. Что до идеологии,то существует общечеловеческая идеология. представляющая собой то, что людям удалось узнать о замыслах своего Создателя и интерпретировать для собственной жизни. Надеюсь, когда-нибудь вы это поймете, если повезет. Громадского на вас не хватает!
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов29 января 2018 г.
      Всеобъемлющим учением, конечно, не является, но кое-что там подмечено правильно. В частности, утверждение об идеологии, приведённое Рафиком, правильное.
    • Рафик  Кулиев
      Рафик Кулиев29 января 2018 г.
      Господин Вайсман, во-первых, речь идёт не о "всеобъелемости", а о истине и лжи. Как известно, существует только одно истинное решение какого-либо вопроса, и в этом смысле истина всегда однозначна. Вместе с тем ложных решений того же вопроса, вариантов лжи может быть неограниченное количество. Во-вторых, современное человечество расколото на два враждебно противостоящих друг другу класса. Да что там классы. "Создатель" сам сделал так, что люди не могут сидеть за одним столом только по тому, что одни из них едят свинину, другие - нет. Короче: «Гениальность Маркса и Энгельса и проявилась, между прочим, в том, что они презирали гелертерскую игру в новые словечки, мудрёные термины, хитрые «измы», а просто и прямо говорили: есть материалистическая и идеалистическая линия в философии, а между ними разные оттенки агностицизма. Потуги найти «новую» точку зрения в философии характеризует такое же
    • Рафик  Кулиев
      Рафик Кулиев29 января 2018 г.
      Потуги найти «новую» точку зрения в философии характеризует такое же нищенство духом, как потуги создать «новую» теорию стоимости, «новую» теорию ренты и т.д.» Владимир Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, с. 132 «После Маркса говорить о какой-нибудь другой, немарксовой политической экономии можно только для одурачения мещан, хотя бы и «высокоцивилизованных» мещан. В. Ленин, т. 45, с. 268
  • Игорь Вайсман
    Игорь Вайсман29 января 2018 г.
    Я имею в виду идеологию в идеале, а не ту полуправду, которую правящий класс выдает под видом идеологии.
  • Игорь Вайсман
    Игорь Вайсман29 января 2018 г.
    Товарищ Кулиев, а вы пытались почитать что-нибудь другое, кроме классиков марксизма? Айванхова, например. Человек, который пытается найти истину, старается читать разные источники, а не ограничивает себя одним.
    • Рафик  Кулиев
      Рафик Кулиев30 января 2018 г.
      Господин Вайсман, конечно, Библию: Кто не с нами - тот против нас! Око за око - зуб за зуб! Кто не работает - тот не ест!
  • Сергей Жуков
    Сергей Жуков30 января 2018 г.
  • Игорь Вайсман
    Игорь Вайсман30 января 2018 г.
    Р.Кулиев, у меня есть все основания называть вас товарищем. А вот у вас называть меня господином - никаких. Я нигде не обмолвился о своей приверженности капитализму и либерализму.
  • Талмудак Членоизбранный
    Талмудак Членоизбранный5 февраля 2018 г.
    Новой идеологией станет электронный концлагерь: психофизическое оружие, генераторы, нейросети, удаленный мониторинг нейронов головного мозга. Закачка нужных эмоций прямо в мозг - это и будет новой идеологией.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский5 февраля 2018 г.
    Никаких электронных концлагерей на этой планете не будет. Уже в обозримом времени электронные игрушки человечества канут в Лету. Будем учиться жить в согласии с Природой. В частности, восстановим навыки добывания огня с помощью подручных средств.
    • Сергей Жуков
      Сергей Жуков5 февраля 2018 г.
      Андрею Ваше предсказание сбудется после концлагерей