Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Русский рэп... Русский ли?

  • В газете "Завтра" опубликована глава из книги Андрея Коробова-Латынцева "Философские очерки о русском рэпе", вышедшей в питерском издательстве Renome. Хвалебное предисловие к ней написал «сам» Захар Прилепин, который в последнее время тоже замечен в "рэперстве".

    Всю книгу, каюсь, не читал, да, честно говоря, и не собираюсь. Верю на слово, что написана она великолепно. Тем более что читал время от времени статьи страстного пропагандиста «русского рэпа» Андрея Коробова-Латынцева в той же газете. Так что могу подтвердить:  автор, что называется, "в теме", он умен, образован и даровит.  

    Однако у меня свой взгляд на явление "русского рэпа", и он далеко не комплиментарный. 

    Главное замечание: я  бы не стал называть доморощенный "рэп" русским. Русский там только язык, все остальное – даже не американское (у американцев  есть "кантри"), а негритянское.

    Замечу, к слову, что  в России именно неграми  принято именовать так называемых "афроамериканцев". Правда, в 18-м и начале 19-го века их величали "арапами". Иметь в лакеях  "арапа" было, выражаясь нынешним языком, престижно  у тогдашней "элиты". Даже анекдот такой был: привратник не пускает к барину ходоков, сетуя: "У нас беда: молодая графиня арапчонка родила".

    Главное отличие русской песенной культуры от негритянской –  не в содержании, а в форме. У негров все подчинено ритму. Кстати, даже само это название "рэп" (от английского rap (стук, удар) часто расшифровывали  как сокращение от  «Rhythm and Poetry» (ритм и поэзия), «Rhytmic African Poetry» (ритмическая африканская поэзия), или «Radical American Poetry» (радикальная американская поэзия). Только вот никаких "стихов" и уж тем более «поэзии» там нет. Точнее, в них, в этих «стихах», не больше смысла, чем в русском  "ай-люли" или "эх, раз, еще раз". Просто набор слов и звуков, которые удобно выкрикивать, кривляясь, выламываясь и отбивая жесткий ритм.

    Конечно, на Руси тоже были плясовые песни, состоящие, в основном,  из "ай-люли",  "калинки-малинки" и т.п. Но их не слушали, под них именно плясали. Помните лермонтовское «Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков»? А вот песни пели так, чтобы донести до слушателя каждое слово.

    Правда,  любимые народом и гонимые церковью скоморохи, надев "личину" Петрушки,  под аккомпанемент балалайки и бубна не пели, а подобно «рэперам» выкрикивали и частушки, и потешные стишки. "Раёшный стих" – так это называется.  Как правило, многие такие "раёшники" были сатирическими и безжалостно разили бояр и попов. К слову, Пушкин использовал подобный стих в своей так нелюбимой церковниками "Сказке о попе и работнике его Балде". Однако, в отличие от «рэперов», для скоморохов главным в выступлении было донести смысл своих текстов до собравшейся на представление разношёрстной публики. А уж в песнях на сельских "вечёрках" и в застолье  каждое слово любовно выпевали, вкладывая в тексты всю свою душу.

    В конце 19-го и начале 20-го века у нас в России большой популярностью пользовалось  искусство мелодекламации. Актеры со сцены читали под музыку стихи признанных поэтов. При этом они опять-таки в первую очередь заботились о том, чтобы   ни одно слово не потерялось и произвело нужное впечатление.

    А теперь... Что мы видим теперь в так называемом "русском рэпе"? Видим много: пестрота, яркие цвета, мелькание лазерных лучей, негритянские пляски... А вот что слышим? Неразборчивую, но зато ну, очень ритмичную, задорную   скороговорку. Публика кричит, визжит, хлопает, порой пританцовывает. А что именно без пауз и передышки тараторят "рэперы", ей, публике, как говорится, "по барабану".  Главное – "оторваться" по полной программе.

    Так есть ли смысл оценивать качество "рэперских" текстов? По-моему, нет. Какими бы они великолепными ни были, все равно их никто, кроме считанных любителей и знатоков вроде автора книги,  не слушает и уж тем более не читает. И в содержание не вникает. Именно поэтому, на мой взгляд, нынешняя  властная "элита" снисходительна к «рэперской» субкультуре. Мол, валяйте, ребята, пляшите. Выплескивайте в пустоту свою молодую энергию, только не мешайте нам, вашим поводырям, воротить свои делишки.

    У меня, кстати, есть одно стихотворение по теме, написанное верлибром (то есть свободным нерифмованным стихом). Вот оно:

     

    ПЛЯШУЩИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ

     

     дрыг-дрыг

    пляшут девочки

    дрыг-дрыг

    пляшут мальчики

    дрыг-дрыг

    в заполошном ритме

    заходится музыка

    дрыг-дрыг

    сладострастно шарят

    по мокрым от пота телам

    лазерные лучи

     

     а где-то

    в паучьих лапах голода

    умирают вселенные

    дрыг-дрыг

    а где-то

    сыто икает война

    упиваясь слезами и кровью

    дрыг-дрыг

    а где-то

    настырные параноики

    и ясноглазые крестоносцы

    шагают к деньгам и власти

    по руинам и трупам

    по традициям и святыням

     

     а девочки пляшут

    дрыг-дрыг

    и мальчики пляшут

    дрыг-дрыг

    и бьются в истерике

    дерганые мотивчики

     

     и смерть

    одобрительно щерит зубы

    стоя поодаль

    и ритмично подрыгивая

    сухими и желтыми костями

    дрыг-дрыг

    дрыг-дрыг

    дрыг-дрыг

     

    Вот так наша русская молодежь и пляшет под негритянские тараторки, переделанные  на сермяжный лад. А по сути дела – под дудочку американской элиты.

1

Комментарии

3 комментария
  • Борис Дунаев
    Борис Дунаев31 июля 2016 г.+1
    Да, согласен. На мой непросвещенный взгляд, в музыке, и прежде всего в песне, главное - мелодия, на втором месте - хорошие стихи. А исполнение... По-моему, кто бы ни пел, к примеру, "Катюшу", все равно песня прекрасная. К сожалению, сейчас у нас в России практически перестали петь. Слушать - слушают, а петь - увы... Лет тридцать назад, помню, во дворах собирались и пели под гитару. Сейчас уже нет.
  • ник чарус
    ник чарус18 августа 2016 г.
    я согласен с дж колеманом что рок придуман для подавления мозгов на основе древнеегипетских мелодий-осмелюсь добавить что абстракционизм в живописи и скульптуре-рок и джаз и рэп в музыке- фентези в литературе-порнография в кино и тетре это наработки цру по стиранию национальных культур!!! и подмены национальной культуры на массовую с целью эффективного управления неоколониями...
  • ник чарус
    ник чарус18 августа 2016 г.
    добавлю...собирались и пели под гармонь баян гитару...ключевое слово СОБИРАЛИСЬ...преступной власти нужны одиночки!