Сколько лет жизни у России в запасе?
Ответ зависит от ответчика. Одно дело, когда об этом рассуждает украинский политик, который спит и видит распад нашей страны. И совсем другое – прогнозы российских чиновников, чья логика совсем иная: охранительная.
Ужас в том, что ответы и с той, и с это стороны различаются не капитально.
В самом общем смысле «срок дожития» для России, скажем так, нынешнего типа напрямую зависит от времени, в течение которого в глобальном масштабе будет преобладать нынешняя углеводородная экономика. Собственно, на этот момент и обратил внимание украинский эксперт, нынешний секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов:
«Россия находится в сложном положении. Определённое время она держится на деньгах. Но деньги – вещь, которая очень быстро заканчивается. Все будет зависеть от цен на нефть и газ…»
В первую очередь, разумеется, всё внимание обращено на нефтяной рынок. На баланс спроса и предложения на нем – и здесь ОПЕК пока никак не может выровнять ситуацию. По прогнозам Rystad Energy, в I квартале этого года производство будет выше спроса на 700 тыс. баррелей в сутки. Во II квартале избыток нефти увеличится на 1,3 млн. баррелей в сутки, если добыча не будет снижена более масштабно, чем предусматривают действующие соглашения в рамках картеля.
А в долгосрочном плане смотреть, конечно, надо на новые технологии, которые угрожают радикально поменять status quo.
По прогнозу от Boston Consulting Group, к 2025 году около трети продаваемых машин в мире будут электромобилями, к 2030 году этот показатель перевалит уже за 50%. Это серьёзно, качественно сократит спрос на моторное топливо. Со всеми вытекающими последствиями для нефтяного рынка и для выручки нефтяных держав.
То есть нефтяные доходы начнут ощутимо падать уже в следующем десятилетии. Что, бесспорно, станет сложным испытанием для России, бюджет которой от них зависит минимум на треть. «Возможно, мы ещё увидим развал России», – мечтательно прогнозирует Алексей Данилов.
Однако надо учесть, что по всем прогнозам будет расти и рынок машин в целом, особенно в третьем мире (Индия, Африка): где-то на треть к 2030 году. Так что потребление нефти в автомобильном секторе все равно останется значительным. Кроме того есть большой и тоже растущий сектор специального, морского, авиационного транспорта, куда электродвигатели придут еще не скоро.
«Мы, конечно, с точки зрения прогнозирования видим, что рост потребления нефти в мире будет сокращаться. Но в абсолютном выражении здесь никуда не деться, углеводородная экономика будет сохраняться в течение ближайших 20 лет», – прогнозирует российский министр энергетики Александр Новак. Это и можно в первом приближении считать верхней планкой отпущенного России срока на то, чтобы успеть перестроить своё хозяйство.
Вот только есть один нюанс. За предыдущие два десятилетия соскочить с «нефтяной иглы» нам так и не удалось. Зависимость российских финансов от углеводородного экспорта сейчас хотя и ниже, чем на пике нефтяных цен, но всё же заметно выше, чем в самом начале нулевых.
Так где гарантии, что за оставшиеся 20 лет эту задачу всё же удастся решить без риска банкротства по венесуэльскому сценарию или развала по советскому?
А вообще для такой страны как Россия – родины первого космонавта и первого атомного ледокола – стыд кромешный жизненно зависеть от африканского рынка автомобилей старой конструкции. Неужели у нашего президента, проклинающего постоянно то Ленина, то советскую власть, совесть не шевелится совсем от этой стыдобы, до которой мы доехали за 20 лет его правления?
По материалам А.Нальгин
Комментарии