Ученый-самородок из Тольятти Александр Сергеев придумал, как неким революционным образом улучшить обычный двигатель внутреннего сгорания – подняв его КПД до каких-то заоблачных вершин. Причем это не «вечный двигатель», лишь нарисованный каким-то безумцем на бумаге; нет, действующий прототип уже имеется, работает, ученый его показывает всем желающим.
Патенты получены и в США, и в Европе, и в Японии. Двигатель обеспечивает намного более полное сгорание бензина, то есть почти не дает вредных выбросов, и тоже в разы – меньший расход на километр пробега. Тем самым на корню убивает и Маска с его электромобилями, и вообще всю «зеленую энергетику», сулит полный переворот и сказочные барыши для тех, кто в него вложится.
И что ж? И, как водится в России – ничего. Уже не первый год. Изобретатель сидит в подвале какого-то НИИ, рядом с прототипом, к нему приезжают иностранцы, но он держится. «Хочу, – говорит, – чтоб в России!» В России дураков не находится. Тупик. Хотя, казалось бы – вот он, стартап! Надо ж «хотя бы попробовать», как говорил герой Кена Кизи Макмерфи! Не хотят. И так – во всей российской науке (поскольку в стране все равно где-то теплятся ее очаги). Никто даже не пробует.
Почему?
Ситуацию в российской науке (да и в литературе) можно проиллюстрировать на примере более понятной аналогии – с популярной музыкой. Композитор сам по себе – как тот же ученый: одиночка, который в своей голове сочиняет некие сочетания звуков, надеясь на всеобщее признание его придумок. Нужен он кому-то? Естественно, нет. Мало ли кто там чего насочинял или наизобретал!
По идее малоизвестному композитору должен помочь продюсер (как и ученому – бизнесмен). В обоих случаях некто должен взять на себя риски и вложиться в "раскрутку", не имея четких гарантий успеха.
В случае с музыкой шансов у стороннего продюсера почти нет: российский шоу-бизнес – это легендарно закрытый мафиозный мирок, где все поделено на кланы, а чужие там не ходят. Немногочисленные музыкальные кланы дружно пилят государственные ресурсы (прежде всего доступ к госканалам ТВ), а посторонних отпугивают любыми методами, вплоть до уголовных.
Кланы, госканалы, пилёж, мафиозная структура… Шоу-бизнес – это маленькая калька со всей российской экономической реальности. В этих условиях «просто композиторы» пробиться никуда не могут – и, как всякий может убедиться, их в отечественном шоубизе и нет. Отсутствуют как класс. А кто есть?
А есть весьма интересный феномен: композиторы-продюсеры. То есть ситуация такая, что шансы всплыть на поверхность в мутном море поп-музыки у нас имеют только те композиторы, которые обладают еще и мощной предпринимательской хваткой. Способны не только музыку писать, но и содержать целые музыкальные коллективы и отдельных «звезд». Организовывать гастроли, договариваться с концертными площадками и «крышами», вести бухгалтерию «черную» и «белую» и знать, как попадают в «жесткую ротацию».
Фамилии этих уникумов у всех на слуху – они, собственно, являются и единственными действующими авторами современной поп-музыки в России. Игори Матвиенко и Крутой, Валерий Меладзе, Антонов, Дробыш, Верка Сердючка. За каждым – коллектив или целая россыпь коллективов, в ряде случаев составляющих целую «империю». Только «композиторы-продюсеры» и смогли как-то прорваться на эстраду, потеснив непотопляемый «клан Пугачевой».
В принципе ничего плохого в самих по себе композиторах с сильной предпринимательской жилкой нет. И Матвиенко, и Константин Меладзе – прекрасные мелодисты, и у них есть замечательные песни. Плохо то, что другие, «просто» композиторы, в нынешней системе обречены. Как обречены и ученые без тех же самых предпринимательских и организаторских талантов.
А ведь музыкальный (научный) талант вовсе не выдается непременно в комплекте с предпринимательским. Как правильно говорили древние, «в здоровом теле здоровый дух – это большое счастье!» К сожалению, мало кому доступное. Хорошо, когда композитор может не только ноты сочинять, но и собирает коллективы типа «Иванушек» или «Виагры», умудряясь годами сохранять их в рабочем состоянии, несмотря на известную склочность и невеликие умы поющих подопечных. Но ведь это, вообще говоря, необязательно – иметь еще и способности к бизнесу. В принципе и мелодического дара было бы вполне достаточно.
Но увы. И поэтому страшно представить, сколько еще талантов в сфере музыки и науки мы теряем каждый год и каждую минуту – все из-за того, что вся наша экономическая среда враждебна свободному предпринимательству. К сожалению, выходит так, что успех «композиторов-предпринимателей» на самом деле еще более окукливает Систему. Ведь коллективы Матвиенко поют песни только Матвиенко, Виагры №№1-2-3 поют только Меладзе. Композиторам, которые «пробились», естественно, неохота делиться славой. В результате шоубиз делается еще жестче.
В итоге получается, что даже такие признанные гении «не от мира сего», как, скажем, Алексей Рыбников, вынуждены тоже лезть в продюсерство, понимая, что иначе им до слушателя просто не добраться. Бедняге Рыбникову на старости лет пришлось заняться созданием собственного музыкального театра.
Но организационная деятельность не всем гениям поддается. В итоге поют у Рыбникова примерно как в деревенской самодеятельности, уровень музыки трагически не соответствует уровню исполнителей… И не ругать же его за это! Это же Рыбников, а не какой-нибудь Турецкий с его хором (который – вот тоже показательный пример! – сумел пролезть в закрытый мирок русского шоубиза максимально кружным и извилистым путем: через заграницу, пение для эмигрантов, где мафиозные пальцы наших кланов все ж не имеют той смертельной хватки).
Недалекие интеллигенты очень любят обличать Россию за то, что в ней дескать «всевластие денег». Ах, как говорится, «если бы!» Подлинная проблема РФ именно в том, что в ней нет никакого всевластия денег (как оно должно быть в нормальном рынке).
В России куда важнее денег пресловутые «связи», блат, вездесущие чинуши и мафии, прежде всего – «мафии силовиков». Когда б у нас на первый план вышли просто деньги, отодвинув кланы и мафии на второй – было бы гораздо лучше. И для экономики, и для ее потребителей.
Комментарии