Новости партнеров

Самое свежее

Захар Прилепин. Вирус и внеочередные задачи кремлевской власти Эль Мюрид. Путин вступил в тайную сделку с Трампом: мы в США – медикаменты, что взамен? Татьяна Воеводина. Маленькая победоносная война с коронавирусом Герман Садулаев. Исцеление как наказание: стоит ли лечить недуг любой ценой? Александр Росляков. Собачье время. Записки из карантинного подполья Николай Травкин. Патриарх ударит по коронавирусу специальным объездом вокруг Москвы
Загрузка...

Американский главком расшифровал код русского патриотизма

  • Бывший командующий группировкой НАТО в Европе (2009-2013),руководивший до этого Тихоокеанским флотом США (2006-2009), четырёхзвездный адмирал Джеймс Ставридис опубликовал в американском журнале политологических исследований Foreign Policy («Внешнаяя политика») описание шести книг, которые, по его мнению, позволяют прочесть код русской души и российского национального характера.

    Адмирал уверен, что русская литература объясняет мировоззрение Владимира Путина и истоки русского патриотизма лучше, чем все перехваты АНБ, фотографии спутников-шпионов и доклады военных аналитиков:

    «Безусловно, в тех мощных рейтингах популярности, которые сегодня удерживают на плаву российского президента, есть элемент сочувствия, возникающий на основе мощного национализма, православной веры, представлений о непостоянстве судьбы и спасительной силе мрачного юмора – то есть всего того, чем насквозь пропитана русская литература».

     

    Итак, вот главные 6 книг, в которых по мнению адмирала Ставридиса лучше всего отобразился русский человек.

     

    1. «Мертвые души». Николай Гоголь

    Энциклопедия абсурда, цинизма и скепсиса русской души, помноженных на чёрный юмор.

    Поэма Гоголя рассказывает о том, что русские считают мир несколько абсурдным и противоречивым, полагая, что в нем вряд ли может восторжествовать система всеобщих гуманистических ценностей. В стране, лидер которой важно расхаживает на мировой арене без рубашки, играет с амурским тигром и летает на мотодельтаплане, преследуя белых аистов, абсурд определенно является чем-то привлекательным. «Мертвые души» показывают самый глубокий скепсис и цинизм человеческой души и заканчиваются соответствующим образом – резко, на середине предложения, демонстрируя неспособность связно предсказать будущее.

     

    2. «Война и мир». Лев Толстой

    Энциклопедия русского патриотизма, милитаризма, культа национального суверенитета и территориальной целостности. В тоже время – пропаганда убеждений, что значимость тысячи малых событий всегда выше любых глобальных концепций и идей, из которых вырастает тяга русских к конспирологии и прагматизму.

    Русские играют в рулетку космического масштаба: сегодня они получают Ивана Грозного, а завтра – Петра Великого. Они знают, что через какое-то время рулетка закрутится снова, и у них появится новый лидер. Но плохая новость заключается в том, что руководитель, который придет после Путина, может оказаться еще хуже, учитывая усиление ксенофобии и ультранационализма. Глядя на доминирующее положение Путина, мы должны помнить, что рулетка закрутится снова. Русские помнят об этом.

     

    3. «Преступление и наказание». Фёдор Достоевский

    Энциклопедия оригинальных представлений русских о справедливости: любое зверское преступление можно искупить наказанием и верой, особенно если вызвать сочувствие в окружающих.

    Увидеть в Раскольникове Путина трудно; пожалуй, штрихи этой картины искупления присутствуют в жизни олигарха Михаила Ходорковского, который стал лидером политической оппозиции, попал в тюрьму, но в конечном итоге был освобожден. Следующий этап его путешествия будет интересен. У русских есть глубокая вера в собственную добродетель и справедливость. Они признают, что на пути к праведности будут совершать ошибки. Они верят в преступление и наказание в самом буквальном смысле.

     

    4. «Один день Ивана Денисовича». Александр Солженицын

    Энциклопедия русской выносливости и терпения.

    Узник сибирского ГУЛАГа находит десятки способов, чтобы как-то прожить еще один лагерный день. Он хитрит, терпит, смеется над трудностями, иногда даже получает удовольствие от жестоких условий содержания и демонстрирует мощную способность преодолевать все тяготы и лишения. Подобно Ивану Денисовичу русские находят парадоксальное удовольствие в преодолении бремени санкций. И нам не следует проявлять слишком большую уверенность в том, что мы сумеем сломить их волю, подвергая русских экономическим трудностям.

     

    5. «Война». Аркадий Бабченко

    Энциклопедия чеченской войны – путеводитель по русской изобретательности и жестокости.

    Русские не пытаются завоевать умы и сердца; им достаточно пустить пулю в голову или в сердце противника. Прочитав эту книгу, можно неплохо понять настроения призывников в случае их отправки на Украину. Именно поэтому там воюет спецназ, а не регулярные войска. Из этой книги можно многое узнать о тактике и оперативном искусстве российских военных.

     

    6. «Абсурдистан». Гари Штейнгарт

    Энциклопедия российского капитализма, описывающая специфику экономических связей на постсоветском пространстве, а так же отношение к своей бывшей родине заметной части русских эмигрантов.

    Книга показывает способность русских вполне счастливо существовать в мире, где все перевернуто вверх дном.

     

    ***

    Ставридис настаивает, что русскую литературу нужно воспринимать как реальную политическую силу:

    «Читает Путин каждый день или нет (говорят, что ему очень нравятся Достоевский и Толстой), но русская литература определенно формирует его мировоззрение и проливает свет на решения Кремля в своей мощной, концентрированной прозе».

    Печальный для американских обывателей итог:

    «Русские правильно считают себя наследниками чего-то большего, чем просто огромной страны. Они видят в матушке России кладезь глубоких и мощных жизненных принципов и подходов, складывающихся в философию и находящих отражение в очень живой и яркой литературе. Они невероятно выносливы под давлением и испытывают извращенное удовольствие от того, что способны преодолеть что угодно.

    Российская армия по-прежнему является грубым инструментом силы из призывников, но в бою она может вести себя умело и изобретательно, пробуя и принимая на вооружение новые методы, такие, как идущую сейчас на Украине гибридную войну.

    Русские скептически относятся к альянсам, придерживаются ксенофобии и национализма и с огромным подозрением относятся к мотивации всех остальных. Они считают, что против них объединились темные силы, поэтому будут и впредь использовать традиционное оружие в своей непростой жизни – богатый запас черного юмора, сверхчеловеческую прочность перед лицом неблагоприятных обстоятельств и умные тактические подходы. Они мастерски играют даже плохими картами».

     

    Ну, если уж американец видит нас такими с его колокольни, очень бы хотелось не подкачать и соответствовать его радужному ви́дению.

     

    Илья Переседов

6

Комментарии

43 комментария
  • Андрей MastersInc
    Андрей MastersInc4 июня 2015 г.+6
    Поговорку "кто а армии служил, в цирке не смеётся" по настоящему понимают именно те, кто служил. Но в жизни, русские военные, да и вообще все, смеются много и часто. Это потому, что нет в мире ничего более весёлого, чем жить в РОССИИ. И никто в мире, не может понять нашего живого, жизненного юмора! Весь мир, для того чтобы посмеяться, ходит в цирк. А у нас всё бесплатно и по настоящему. Поэтому, нас не победить. Зато сами себя угробить, мы можем запросто.
  • Юрий Комаров
    Юрий Комаров4 июня 2015 г.+3
    Всегда интересно посмотреть, как на тебя смотрят со стороны. Порой увидят что-то такое, о чем ты и не думал даже. Ставридис – молодец, польстил, порадовал. Только не надо забывать, что враг выслеживает и наши достоинства, и наши недостатки с одной целью: как лучше в результате ударить по нам.
  • Анастасия Белова
    Анастасия Белова4 июня 2015 г.+2
    Специфический взгляд у господина Ставридиса.... ) Он, правда, не учитывает, что и литературу можно понять по-разному, и он увидел в ней то, что хотел увидеть. Зато он показал примерную картину того, как он и люди его менталитета воспринимают русских. Мы для них абсурдны, непредсказуемы. Они не понимают, что такое реальное раскаяние и обращение к Богу, принимая это за игру на жалости окружающих. Не понимают, что на самом деле каждое преступление влечет за собой наказание, и никто не может отменить закон воздаяния "что посеешь, то и пожнешь" (странно, что он вообще связывает это с русскими, потому что Библия - Писание не исключительно для русских, а и для американцев, кстати, тоже, ибо изначально США страна христианская, и даже на денежках у них написано "На Бога уповаем")
  • Анастасия Белова
    Анастасия Белова4 июня 2015 г.+3
    (Продолжение) ну и, наконец, для такого рода людей, русские - одновременно мазохисты и садисты, он не просто так употребляет слово "извращенный". Т.е. г-н Ставридис не понимает истоки стойкости русских, а также пользу от трудностей, которые на самом деле закаляют (в отличие от комфорта, который изнежевает и в итоге убивает). Ну, и так далее, много чего еще не понимает. Пожалуй, ему, если он действительно хочет понять русских, не помешало бы не просто изучать литературу, но и пожить, как русские. Это, думаю, сильно поменяло бы его сознание. :-) Но то, что баяцца, - это хорошо)
  • Vitaliy L
    Vitaliy L6 июня 2015 г.+1
    Правильно Настя подметила - специфический взгляд у тов. Ставридиса. Но - молодец, мужик, при всем при том. Военный, а взялся за правильный рычаг - разобраться в русской ментальности. Задача исключительной сложности и мало кто может похвастать обширными, глубокими и корректными результатами. И еще он умница, что в поисках ответа взялся за нашу великую литературу, хотя с двумя последними работами я не знаком. Душа народа проявляется особенно ярко в творчестве, в искусстве. Наши песни, мультики, анекдоты, старые фильмы... Жаль, что с уходом социализма качество нашего искусства заметно поплохело. Надо и нам перенимать хорошие примеры, изучать психологию вероятных противников... в частности, славян-братушек. Смотрите, как глубоко в свое время копнул Федор Михайлович в этом ключе. Как в воду глядел. Им предать Россию - как два пальца обассфальт... Роль психолгии в политтехнологиях и в современ
  • Vitaliy L
    Vitaliy L6 июня 2015 г.
    (и у меня продолжение ;) Роль психолгии в политтехнологиях и в современной гибридной войне мы только теперь начинаем понимать. И еще один момент. В начале мелькнула - вроде цитата из Джеймс Джорджа - касательно роли православия. Кстати, ни в одной из упомянутых книг о православии как корнях русской души - ни слова. Я тоже не считаю православие существенной компонентой нашей души. Сравним мысли и поступки двух русских патриотов - честных, смелых, творческих, справедливых, любящих Родину и семью. Но только один атеист, а другой - православный. Кто-нибудь берется объяснить их различие, если оно есть? Религии людей разделяют. А мы ведь хотим объединения? Или нет?
    • Сергей Кузнецов
      Сергей Кузнецов6 июня 2015 г.+2
      У Достоевского как ни книга, так обязательно пара мест о связи русской души и религии... В каждом произведении.
  • Vitaliy L
    Vitaliy L6 июня 2015 г.
    Тем не менее, Сережа, - уважаю Мыхалыча, но тут не могу с ним согласиться. Ответьте вы тогда - каким образом вера в Бога влияет на нравственность? Помните, как ответствовал Лаплас Наполеону, когда последний заметил, что в представленном ему математическом манускрипте автор ни разу не упомянул Бога? Лаплас ответил: - "Сир, я не нуждался в этой гипотезе". Если речь о суггестии, аутотреннинге, управлении нищими духом - это понятно. Но это - чистая психология. Она была, есть и будет. Либо в руки неумелых воспитателей необходимо вложить мистический кнут и пряник? Но ведь мы имеем ножество примеров высоконравственных граждан, русских, в частности, которые были гуманистами безо всяких отсылок к мистике библейских сказаний...
  • Сергей Кузнецов
    Сергей Кузнецов6 июня 2015 г.+1
    Где я, а где Достоевский? Навряд ли я смогу что-то объяснить лучше него. Смотря на своих друзей и родственников, я с уверенностью могу сказать, что вера в Бога положительно влияет на характер и личность. Верующие люди гораздо сильнее отторгают все плохие вещи (не убий, не укради, не прелюбодействуй и пр.). Многие великие ученые при жизни были заядлыми атеистами (при своих знаниях и открытиях), а в конце жизни стали глубоко верующими людьми. Многие религии воспринимают атеизм, как грех (гордыню), а некоторые (в частности мусульманство) - как страшный грех. Можно верить в другого Бога, но верить, безверие (атеизм) - смертный грех. Мы - люди рожденные в СССР, воспитаны "безбожниками" и многие вещи только постепенно приходят к нам...
    • Vitaliy L
      Vitaliy L7 июня 2015 г.+1
      Вы пишете: "Верующие люди гораздо сильнее отторгают все плохие вещи". Почему? Они боятся божьего гнева? Они надеются на загробную жизнь в раю? Так это же элементарное захребетничество! Если атеист поступает честно, благородно, предупредительно, - то он это делает, потому что считает это гуманным, моральным - это его собственное убеждение, а не потому что ему кто-то пригрозил или пообещал ништяки... Возьмите "Моральный кодекс строителя коммунизма" - и найдите там хоть одну аморалку. А у тов. Иисуса их было сколько угодно. Шел он мимо простых рыбаков, зарабатывающих на пропитание семей и соблазнил их: сделаю из вас ловцов человеков. Те поборосали сети и пошли... А потом один пробовал отпроситься на похороны отца. Что ему было сказано? Пусть мертвые хоронят мертвых. По-моему, чушь и аморалка. Нет? И этот образ, вы считаете, этически привлекательным?
      • Гражданин России
        Гражданин России14 июня 2015 г.+1
        Полностью согласен. Связка понятий веры и морали по сути аморальна. Добродетель под угрозой наказания, либо возгаграждения, в этой или загробной жизни вызывает жалость и снисхождение. А быть ''святым'' без посулов и угроз слабо?
        • Vitaliy L
          Vitaliy L14 июня 2015 г.
          Религиозные каноны, нравоучения - это, на мой взгляд, метод, ориентированный на нищих духом - граждан, которые не в состоянии объяснить своим детям, воспитанникам, студентам основы общечеловеческой (в нашей интерпретации) морали - за недостатком времени или собственного воспитания, культуры. Реальная жизнь, конкретные обстоятельства гораздо богаче примитивных библейских нравоучений. Человек, руководствующийся фундаментальными гуманистическими установками, найдет ответ в сложных поведенческих ситуациях, который будет и моральным и целесообразным. Для этого совершенно нет нужды впаривать людям рассказы об оживлении мертвых, превращении воды в вино и хождению по воде.
          • Пахоменко Лилиана
            Пахоменко Лилиана14 июня 2015 г.
            Даже священнослужители, с кем общалась, со мной согласились, что верят в бога те, которые слабы духом или не хотят, не могут нести ответственность за себя и за свои поступки
            • Vitaliy L
              Vitaliy L14 июня 2015 г.
              Лиля, поразительно! Где вы обнаружили столь толковых, честных, заслуживающих уважения священников?
              • Пахоменко Лилиана
                Пахоменко Лилиана14 июня 2015 г.
                Я их знала, когда они не были священниками, поэтому они мне не могли говорить ложь.
    • Юрий Комаров
      Юрий Комаров7 июня 2015 г.+1
      Верующие люди как раз очень часто оправдываю все свои пакости известной поговоркой: «Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасешься».
  • Vitaliy L
    Vitaliy L7 июня 2015 г.
    Я думаю, что это был очень тонкий, точный и грамотный шаг наших внешних и внутренних врагов, когда с развалом Союза было объявлено, что исчерпала себя "коммунистическая идеология". На мгновение общество в растерянности замерло, а потом стали изо всех сил всасывать религию. Доработались до того, что в МИФИ создали кафедру теологии. Приехали! В воинские подразделения стали вводить священников. Сразу же возник вопрос - как насчет разных конфессий? Не создавать же целое подразделение православных, мусульманских, буддистских, материалистических (?) священников! Чушь ведь явная. Первые лица государства вдруг оказались сызмала и искренне верующими, ходят в храмы, ставят свечи... Как их только в комсомоле и в КПСС терпели... А теперь возьмем sovjetico oblico morale и сравним с морально-этическим уровнем современного общества. Ответ дайте сами. Не говоря уже о том, что во все века и во все войны
  • Vitaliy L
    Vitaliy L7 июня 2015 г.
    (окончание) Не говоря уже о том, что во все века и во все войны на каждой из сторон воевали, в том числе, и религиозные граждане. Убивали себе подобных. Что это как не типичное фарисейство? Обманывали противника, попав в плен... С точки зрения нормальной патриотической атеистической морали - никаких противоречий. Мы тогда делили войны на справедливые, освободительные и захватнические. И сразу было ясно, что делать патриоту. Религия вносит в этические системы путаницу и вранье. А многочисленные толкователи достигли колоссальных высот в казуистической интерпретации священных текстов. Неужели у нас не осталось честных и здравых людей, которые призвали бы вернуться к требованиям российской конституции и четко следовать принципам отделения религии от государства?
    • Анастасия Белова
      Анастасия Белова8 июня 2015 г.
      Религия, как раз, и дает мораль. Атеисты просто пытаются оставить мораль, "выкинув" Бога, но на самом деле пользуются тем, что дает религия. Войны же и распри идут от другого, не от религии, а от того, что люди склонны ошибаться, лгать, от того, что каждый хочет сам быть Богом, т.е. быть главным, обладать всем. Кстати, вспомните Пол Пота - он был атеист. Скольких он погубил? А культурная революция в Китае? А у нас красный террор?
      • Vitaliy L
        Vitaliy L8 июня 2015 г.
        Настя, будьте добры, разъясните, пожалуйста - если речь идет о двух высокоморальных патриотических гражданах, из коих один атеист, а другой верующий, - что означает: "иметь Бога в душе"? "Выкинуть Бога"? Я, как атеист, полагаю, что должен сам отвечать за свои поступки, а за прегрешения согласен на справедливое наказание. А верующий? Надеется, что Иисус искупил все его грехи, как прошлые, так и будущие? Это морально? "Не суди, да не судим будешь..." - а это какой смысл имеет? Выходит, надо срочно ликвидировать наши судебную и пенетенциарную системы и оставить преступников в покое - пусть с ними Бог разбирается? Вам не кажется это маленько странным? К тому же, религиозная мораль допускает много отклонений от нашей общепринятой. Я об этом писал выше. Какие недостатки вы видите в нашей бывшей социалистической морали? Религии проповедуют, либо подразумевают межконфессиональный антагонизм. Пос
      • Vitaliy L
        Vitaliy L8 июня 2015 г.
        (окончание) Посмотрите, как цервки борются за прихожан, недвижимость... Это хороший пример? И что дает нашей морали вера в мистические заморочки, типа бессмертной души, вечной жизни? По-моему, мы вполне можем воспитывать общество без этого тумана. Другое дело, что мы в этом плане с рельс сошли...
    • Анастасия Белова
      Анастасия Белова8 июня 2015 г.
      Религия может казаться путаницей только со стороны, если не изучать тщательно этот вопрос. Точно так же, как и математика, например, может показаться пустой тратой бумаги на то, чтобы записывать какие-то закорючки. У всего сущего должна быть причина, это и есть Бог. так что не было бы Бога, не было бы и нас. поэтому Бог не гипотеза, Он - реальность
      • Vitaliy L
        Vitaliy L8 июня 2015 г.
        Вы говорите - причина. Причина может быть материальной или идеальной. Идеальные взаимодействия возможны только по отношению к интеллектуальному субъекту: вы меня о чем-то спросили, или попросили, я вам ответил. Причем, общаться мы должны на одном языке и иметь сходные картины мира, образовательный контекст, иначе я просто вас не пойму и не смогу корректно отреагировать. Поскольку подобное взаимодействие - явно не первопричина возникновения всего сущего, идеальное взаимодействие Бога с сущностями материального мира исключается. Таким образом, речь может идти исключительно о материальном взаимодействии. Как. например, столяр создает табуретку из деревянных досок и брусков. Вы искренне полагаете, что Бог именно таким образом творил Землю, Солнце, планеты, свет и тьму (?) ;). Наука изучает происхождение и функционирование материального мира. Многое уже понятно, где-то вкрадываются неточности
      • Vitaliy L
        Vitaliy L8 июня 2015 г.
        (окончание)… Многое уже понятно, где-то вкрадываются неточности, чего-то мы еще не познали. Бог-то где?
      • Vitaliy L
        Vitaliy L8 июня 2015 г.
        Религии, проповедующие веру во всемогущего и непознаваемого Бога, Аллаха... - подразумевают обскурантизм. Если наука старается докопаться до функциональностей окружающего мира (кстати, как материального, так и идеального), то религиозное сознание отрицает познание в принципе - Бог (Природа) объявляются непознаваемыми. А чего тогда суетиться? Таким образом, все достижения цивилизации (а вы ведь ими пользуетесь!) достигнуты людьми, которые вели себя как атеисты, хотя по воскресеньям они могли и ходить в церковь с домашними - чтоб не испытвать на себе косые взгляды соседей... но это же не суть нашего вопроса, а чистая бытовуха...
        • Анастасия Белова
          Анастасия Белова8 июня 2015 г.+1
          Я говорю об одной причине, исходной, Первопричине. Материальной такая причина не может быть, потому что материальное временно. Т.е. в какой-то момент все материальные элементы исчезают (разрушается материальный мир). Это значит, что причина должна лежать вне материального, за его границами. И она должна быть вечна (не временна). Тем не менее, это не значит, что Первопричина отдельно, а материальный мир отдельно. Вечное пронизывает мат мир. Так же мы сами - не совокупности химических элементов. Совокупность элементов - это наше тело, но мы как живые сущности, индивидуальности тоже относимся к вечной природе. Поэтому при определенных условиях наше взаимодействие с Богом возможно.
          • Vitaliy L
            Vitaliy L8 июня 2015 г.
            Простите, но на каком основании вы утверждаете, что должна быть какая-то исходная первопричина? Ничто материальное не возникает ниоткуда и не девается без следа. Закон сохранения вещества и энергии. Материя постоянно трансформируется из одной формы в другую. Вы неправы, утверждая, что материальное временно - материя не исчезает. "Вне" материального нет ничего и быть не может. Мир идеального возник в процессе возниконовения человеческого сознания, культуры. Творения нашего разума - материальные и идеальные. Фишка в том, что идеальное может существовать исключительно на материальной основе. Вижу, вы не согласны - приведите пример, только реальный, а не придуманный на основе мистического "я так верю". Наши тела на 100% материальны, но на субстрате нашей нервной системы, мозга функционирует идеальная структура: сознание. Томик "Войны и мира" с материальной стороны - это 1 кг сброшюрованной б
            • Анастасия Белова
              Анастасия Белова9 июня 2015 г.+1
              Вы столько написали, если отвечать на все, то получится очень много. Поэтому остановлюсь на главном: на первопричине и том, что такое материальное. Да, если мы берем, например, камень, то когда он разрушается, то получается песок, потом этот песок идет, например, на питание растений (грубо говоря) и т.д. Т.е. вроде бы вещество просто переходит из одной формы в другую. Но если берем более тонкий уровень, молекулярный, далее: атомарный, далее: уровень микрочастиц и т.п., то обнаруживаем, что все равно, даже частицы, имеют свой срок. Далее, если идем на макроуровень, аналогичная картина: временны планеты, звезды, галактики. И поскольку компоненты вселенной временны, то и сама она как целое тоже временна. И далее материальный мир (совокупность вселенных) тоже временен. Т.е. все материальные формы когда-то разрушаются. И когда они разрушаются, то остается уже другая природа - вечная. Котора
            • Анастасия Белова
              Анастасия Белова9 июня 2015 г.+1
              (продолжение) Которая не имеет ни момента возникновения, ни момента разрушения. Она и является причиной, тем импульсом, который побуждает материальный мир к возникновению. Или вы предлагаете, чтобы он возник сам из себя? Но если его нет, то и побудить он себя не может.
              • Vitaliy L
                Vitaliy L9 июня 2015 г.
                "Т.е. все материальные формы когда-то разрушаются. И когда они разрушаются, то остается уже другая природа - вечная. Которая не имеет ни момента возникновения, ни момента разрушения. Она и является причиной, тем импульсом, который побуждает материальный мир к возникновению". Дорогая Настя! Известно, что во Вселенной происходит трансформация материи, определяемая ее свойствами и порядком взаимодействия на всех уровнях: от макро- до микро. Вы совершенно с потолка примысливаете утверждение о существовании некой "тонкой", "вечной"... я даже затрудняюсь продолжить - материи? Святого Духа? Почему-то вы категорию "вечности" произвольно отняли у материи и решили из нее соорудить некий Святый Дух... Ситуация напоминает как если бы вы с маленьким сынишкой вышли на природу и остановились полюбоваться, скажем, водопадом. Сынок вас спрашивает: - Мама! А откуда берется эта вода, которая сливается вни
              • Vitaliy L
                Vitaliy L9 июня 2015 г.
                (окончание)... - Мама! А откуда берется эта вода, которая сливается вниз? А вы ему и отвечаете: - Вода берется из ничего - по воле всемогущего Бога. Он хотел, чтобы нам было приятно смотреть на этот водопад. Давай помолимся Ему! Шестилетний сынок, я думаю, не сможет вас поправить и рассказать о круговороте воды в природе. Однако даже школьная наука - может. В масштабах Вселенной это сделать сложно. Просто у человечества нехватает ресурсов познания. Как у муравьишки под деревом. Но это не значит, что дерево имеет сверхъестественную природу. Еще одна фишка. Шутники утверждают, что далеко-далеко от Земли по неизвестной орбите вращается некий сверхъестественный Чайник, который никакими телескопами и физическими приборами не может быть обнаружен. Он-то и управляет Вселенной. На подобном уровне аргументации наша дискуссия полностью теряет смысл.
          • Vitaliy L
            Vitaliy L8 июня 2015 г.
            (окончание)... Томик "Войны и мира" с материальной стороны - это 1 кг сброшюрованной бумаги и сколько-то грамм типографской краски. А вот судьбы Болконских, образы Андрея, Наполеона, даже дуба - это уже идеальные сущности. Они возникли в сознании автора и изображены материальными средствами для интерпретации читателями. Взаимоотношение материального и идеального таким образом полностью и непротиворечиво очевидно. Где тут вы находите место для Бога? Я уже упоминал слова Лапласа Наполеону: - "В этой гипотезе необходимости нет".
            • Анастасия Белова
              Анастасия Белова9 июня 2015 г.
              Покажите материальную форму, которая неизменна, т.е. не разрушается.
              • Vitaliy L
                Vitaliy L10 июня 2015 г.
                Во-первых, что вы имеете в виду под "материальной формой"? Материальный объект? А кто утверждал, что материальные объекты вечные? Например, что чашку нельзя разбить, из руды выплавить металл. Ядерные реакции приводят к трансформации элементов. Материя постоянно находится в движении. В чем смысл вашего аргумента?
        • Анастасия Белова
          Анастасия Белова8 июня 2015 г.
          Откуда вы взяли, что религия говорит о непознаваемости? Все писания направлены как раз на познание. И говорится о необходимости использовать разум (в христианстве это выражено, в первую очередь, в наиглавнейшей заповеди Христа, о чем христиане, правда, часто забывают). Другое дело, что современные научные методы познания по определению не могут проникнуть за пределы материальных объектов. Более того, наука и не интересуется изначальными категориями, она как бы начинает с середины, что бессмысленно. Все это приносит некоторые плоды в виде технологий, но не способно решить базовые проблемы человечества: избавить от страданий, болезней, старения и смерти
          • Vitaliy L
            Vitaliy L8 июня 2015 г.
            "Священные" Писания не могут быть направлены на познание. Эти литературные произведения (написанные людьми и тщательно отобранные церковью из всего доступного материала) базируются исключительно на вере. Познание, дедукция - это прерогативы научного метода. В Библии вы не найдете доказательств чудес, якобы совершавшихся Иисусом. Хотя многие допускают естественно-научное объяснение в технологиях гипноза, суггестии. Нас заставляют поверить в чудесное воскресение Господа - явление никогда и нигде доказательной наукой не наблюдавшееся и не объясненное. Вы смешиваете материальные и идеальные явления в мире и получаете, естественно, абсурдный результат. Естественные науки и технологии решают проблемы материального мира. Открытие электричества не может быть ни моральным, ни аморальным. А вот процессы идеального мира: человеческие эмоции, психология, отношения между нациями и государствами, стра
          • Vitaliy L
            Vitaliy L8 июня 2015 г.
            (окончание)... А вот процессы идеального мира: человеческие эмоции, психология, отношения между нациями и государствами, страдания, любовь, ненависть - предмет гуманитарных наук, медицины, психологии, искусства. Богу - богово, а люпусу - люпусове, как говорится. Библейские тексты содержат целый ряд аморальных с общечеловеческой точки зрения положений. Да, там есть ряд заповедей, которые можно отнести к примитивным моральным канонам. Кстати, иудейские тексты содержат вообще кошмарные утверждения в отношении гоев. Реальные процессы установления морали человеческих сообществ гораздо сложней, многозначней. Посмотрите, что сейчас творится в мире - какое противостояние между государствами. Оно не может быть решено простым призывом к соблюдению библейских канонов. Попробуйте с подобным проектом отправиться, скажем, в Сирию или на Украину.
            • Гражданин России
              Гражданин России14 июня 2015 г.+1
              Интересная дискуссия. Хотелось бы вмешаться, но опасаюсь нарушить ритм вашего антагонистического симбиоза:-) . Убежденный атеист.
              • Vitaliy L
                Vitaliy L14 июня 2015 г.
                Ну почему же антагонистического? Я обожаю своих оппонентов - они ведь тоже за все доброе... ну, как они это понимают. Искренне заблуждаются. Поэтому и теплится надежда открыть им свет Истины. Меня смущает бОльшее - чего это российское руководство уцепилось за Православие как за соломинку? Мы, материалисты-атеисты - уже доказали, что и без всяких мистических заморочек можем создать моральный кодекс самого передового общества Правды и Справедливости. И у нас будут реально все равны - все верующие во что угодно и верующие в Человека. Это если подходить с гуманитарных позиций - касательно законов общества. Если же взглянуть с естественно-научных - мы и там не найдем места для бога. Была слабая надежда разыскать ему место среди постулатов квантовой механики. В частности, я имею в виду мистическое толкование ЭПР-парадокса. Нету там боженьки... Я не склонен запрещать его поиск - как сделали с п
  • Пахоменко Лилиана
    Пахоменко Лилиана9 июня 2015 г.+1
    Неужели он эти произведения читал? Или только американские ремейки на них.))))))))
    • Юрий Комаров
      Юрий Комаров10 июня 2015 г.+1
      Читать и понять - разные вещи.
    • Vitaliy L
      Vitaliy L14 июня 2015 г.+1
      Ваш вопрос, Лили, я постарался задать Сэру Джеймсу: https://www.facebook.com/james.stavridis - интересно, ответит ли... Заодно, пригласил его сюда пообщаться с народом. Не люблю я Фэйсбук - бестолковая система, не рассчитанная на систематическое общение.
  • Пахоменко Лилиана
    Пахоменко Лилиана14 июня 2015 г.
    Попробуйте. Интересно что скажет.