Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Для учителя это просто цифра «2», а для ребенка – драма!

  • – Что, совсем тупой?! Ты что накуролесил?!

    – Я хотел…

    – Чего ты хотел?! Тебе русским языком сказали: сначала пишешь фамилию, а потом имя. А ты? Почему у тебя все наоборот?!

    – Я думал…

    – Чтобы думать, мозги нужны. А у тебя мозгов нет, раз сначала имя пишешь, а потом фамилию. Садись. Двойка! Дай сюда дневник!

    – Я его забыл…

    – А голову ты дома не забыл?!.

    Этот диалог между учителем и учеником мог случиться в любом российском регионе, в любой школе. Наверное, каждый второй может вспомнить свою школьную историю, когда ему объясняли про «голову забыл». Но наши случаи – это все-таки частности.

    Мне тут рассказали о результатах масштабного исследования, проведенного среди младших школьников. Обычно в таких проектах задействуют сто, двести, в очень редких случаях тысячу респондентов.

    А тут – десятки тысяч опрошенных. Более того, сравнивались ответы одних и тех же детей в первом классе и в четвертом. В общем очень емкое исследование, из которого можно сделать один очень важный вывод. За время обучения в младшей школе у детей стремительно опускается оценка своей личности.

    Если в первом классе высокая самооценка у 43,7% детей, то к четвертому количество уверенных в себе падает до 24,2%. Количество учеников с заниженной самооценкой, наоборот, возрастает с 30,2 до 36,6%.

    Грубо говоря, за четыре класса младшей школы ребенку успевают внушить, что он полное ничтожество. И эти цифры – куда более серьезный повод для паники, чем ЕГЭ и прочие реформы.

    Главный инструмент в снижении самооценки – отметки. Забыл тетрадку – двойка. Вместо «2 + 3» написал «3 + 2» – двойка. Поглядел в окно на воробьев – двойка. Не услышал учителя – двойка. Залез на поля страницы – двойка.

    Для учителя это просто цифра «2». А для ребенка диагноз: он плохой, он недостойный, из-за него бабушка болеет, а папа с мамой подали на развод. К отметкам добавляются окрики про «тупость» и «что из тебя получится». Они окончательно утверждают ребенка в мысли о его никчемности. В итоге мы получаем комплекс неполноценности в национальном масштабе.

    Можно, конечно, сказать: мол так и надо, все правильно – родители детей балуют, внушают им всякие глупости о том, что они умные и замечательные, а школа возвращает в суровую реальность. Это было бы правдой, если бы мы жили действительно в таком ужасном мире. К счастью, взрослый мир не так жестко устроен, как школьный.

    Школа плодит огромную армию людей с заниженной самооценкой. Из нее вытекает львиная доля наших проблем: пьянство, неготовность проявлять инициативу, агрессия, равнодушие. Даже мания величия часто вытекает из комплекса неполноценности. Если человек кричит: «Я здесь самый крутой, а кто с этим не согласен, сейчас получит в морду!» – значит, самооценка у него сильно занижена, ибо тот, у кого она высокая, вряд ли будет кричать подобным образом.

    Не исключаю, что и национализм во всех видах – от битья таджиков на улицах до борьбы с американским влиянием в Госдуме – это тоже плод заниженной самооценки. Человеку, который не уверен в том, что он хороший и его любят, важно доказать свою принадлежность к какой-то особо выдающейся расе или стране. Уверенные в себе люди могут комфортно жить, даже признавая, что их государство или нация частенько бывали неправы.

    Я тут дошел до глобальной политики. Наверное, сейчас бы нужно упомянуть Путина или на крайней случай министра образования – но начинать надо не с них. А с… ну, например, с себя.

    Мы все соучастники этого преступления. Сколько раз, встречая сына или дочь на пороге, говорим не человеческое: «Привет! Как я рад тебя видеть!» – а чудовищное: «Ну, какие оценки в школе? Надеюсь, двоек нет?»

    Каждый из нас регулярно снижает самооценку своих детей, своих коллег, своих друзей, своих родителей. Я не исключение. И мне стыдно.
    Встать на путь исправления не так-то просто.

    Мы хронически не умеем хвалить. У нас есть дежурное «молодец!» – и на этом наши похвальные запасы иссякают. Зато ругать мы умеем ярко, сочно и разнообразно. Мы профессионалы по производству комплексов неполноценности…

    После этих строк я решил хоть чуть исправиться. И выписал себе набор похвал для окружающих:

    «У тебя получилась отличная статья! Думаю, она порадует многих читателей».

    «Спасибо, что помыл посуду. Ты не представляешь, как это приятно – ужинать в чистой кухне».

    «Ты так здорово сделал это! У меня вряд ли бы так получилось».

    «Я так рад, что ты купил мне шоколадку. Теперь мне жить и работать будет гораздо веселей».

    «Все-таки очень здорово, что я работаю вместе с вами».

    Ух… Эти пять предложений дались мне тяжелее, чем весь остальной текст. Все-таки плодить заниженную самооценку куда легче, чем с ней бороться.

     

    Г. Тарасевич

9

Комментарии

3 комментария
  • Борис Григорьев
    Борис Григорьев13 сентября 2015 г.+4
    Все дело в том, что и наши педагоги, особенно в провинции – люди обиженные жизнью, вот и обижают в свою очередь слабейших. И дело даже не в зарплате. «А ну марш все как один голосовать за кого сказано! А ну меняй в программе Шолохова на Солженицына! А ну с сегодняшнего дня писать отчеты задом наперед!» Одна часть из-за этого сбегает на другую работу, за границу, а другая превращается в эдаких «унтеров Пришибевых», отыгрывающихся на детях.
  • Татьяна Пушкарева
    Татьяна Пушкарева13 сентября 2015 г.+2
    Боже мой, какое счастье, что у меня до 5-го класса была любимая учительница! Довольно строгая, но говорившая со всеми как-то по-домашнему, без обиды. А потом были такие, что превращали школу в каторгу, в лобное место. Иногда даже хотелось повеситься, лишь бы в школу не идти. Но эта первая учительница, к которой я ездила в больницу, когда она серьезно захворала, дала мне какой-то иммунитет от всех дальнейших педагогов…
  • Олег Кизим
    Олег Кизим13 сентября 2015 г.+4
    Я преподавал когда-то литературу в 10-м классе. Сказал оболтусам: кому не интересно, могут сразу уйти, ставлю им твердую тройку, с остальными буду заниматься. Один ушел, другие напряглись. Потом одна девчонка записала все, что я говорил, в свою тетрадь – и повторила слово в слово. Я ей поставил двойку: тут урок литературы и свободного мышления, а не стенографии и зубрежки. Поставил пятерку той, которая страстно, своими словами выступила в защиту получившей двойку. И процесс пошел: детишкам нравилось, что я спорю с ними, даже злюсь, когда они с моей тайной помощью меня переспоривают… Еще один ребеночек швырнул мне в лицо: вы не можете понимать Есенина потому-то и потому-то. Получил пятерку. Но меня уволили с формулировкой вроде того: «дискредитация высокого звания учителя».