Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Власть теряет голову на московском протесте, а «левые» – шанс сыграть на нем

  • Сила нынешней российской власти в том, что она полностью игнорирует интересы РФ, собственную репутацию, любые экономические, социальные и политические факты, внешние по отношению к ее внутренней жизни. Именно такая закукленность и безответственность позволяет нынешним правителям держать нос высоко при любых провалах по работе. Ведь они не собираются ничего исправлять в ней, они вообще не способны размышлять в категориях за пределами личной корысти. Что бы ни случилось со страной и миром, они не пошевелятся.

    Разумеется, это неминуемо окончится катастрофой. Но в том-то и дело, что никаких мер, чтобы катастрофу предотвратить, никто наверху предпринимать не будет. Правители будут сидеть в своих кабинетах, пока их оттуда не вынесут. Или пока потолок не обрушится им на голову. Что будет происходить за дверями кабинетов, не имеет никакого значения.

    А вот на более низких уровнях власти сохранять такое же олимпийское спокойствие и равнодушие невозможно. Опять-таки совершенно не важно, как там оценивают происходящее. Важно, что приходится принимать какие-то хоть решения. А как это делать, если во всем происходящем нет ни цели, ни смысла? Нет даже сколько-нибудь внятной установки сверху. Стратегии нет, есть тактики. Причем у каждого конкретного чиновника тактика своя, к тому же ещё постоянно меняется. Критериев успеха и поражений нет, любое самое ужасное поражение можно объявить победой, а побед в обычном смысле слова опять же не может быть, поскольку нет цели, за которую надо борются.

    Именно это сочетание стратегического равнодушия и социальной безответственности с судорожной и тактической агрессивностью объясняет то, что происходит сейчас на столичных митингах по почоду недопуска оппозиции к выборам.

    Какая была стратегия власти? К чему они стремились? Избрать полностью подконтрольный состав городской думы? Прорядить его для виду несколькими оппозиционерами? Изобразить демократию? Всех запугать и установить железную диктатуру? Допустить на выборы некоторое количество противников власти и дать им возможность проиграть, заставив бороться с друг другом в одних и тех же округах? Никого не пускать? Отступать по мелочам? Не отступать ни в чем? Разрешать митинги? Запрещать митинги? Устроить массовую драку в центре столицы? Не допустить массовой драки в центре столицы?

     

    Всего понемногу, всё по очереди. А если надо, то и всё сразу. Как получится.

    В общем классический случай административной катастрофы, только уже на локальном уровне. Чего не хотят, то и получат.

    К счастью для власти, либеральная оппозиция также не имеет стратегии. Она лишь пытается использовать провалы власти. Что касается левых, то они в основном обсуждают действия власти и либералов, вяло переругиваясь между собой в сети.

    Тем не менее объективная ситуация продолжает развиваться по своей собственной логике, очень мало зависящей от мнения людей, возомнивших себя политиками.

    Массовые протесты на улицах российских городов уже стали обычным делом – как и жесткие меры полиции по разгону митингов. Всё это создает тот эмоциональный фон, на котором проходит избирательная кампания в Москве и в 28 других регионах.

    27 июля и 3 августа несколько тысяч человек вышли в центр столицы, чтобы выразить возмущение снятием с выборов независимых оппозиционных кандидатов. Демонстранты были жестко разогнаны полицией, но это не означает, будто власть, применив силу, одержала верх. И проблема даже не в тех тысячах активистов, которых избивали на Тверской, а в среднестатистическом обывателе, который идей протестующих совершенно не разделяет, но в то же время испытывает растущее возмущение действиями полиции. Именно этот обыватель, пока ещё молчаливый, неминуемо накажет 8 сентября российскую власть массовым голосованием за умеренную оппозицию.

    Показательно, что ни либералы, ни левые не желают видеть картину в целом. Не желают, потому что картина эта разительно противоречит их стереотипам. Для либералов социальные протесты – это нечто низменное, второстепенное, в лучшем случае проявления недовольства тех людей и групп, которые не дозрели до истинных демократических требований. Для левых, наоборот, борьба за права и свободы граждан, развернувшаяся в связи с выборами (не только в Москве и Питере, но и в провинции), это нечто «буржуазное», недостойное внимания. То ли дело забастовка крановщиков в Казани!

    На самом деле и социальные и политические протесты – лишь разные проявления одного и того же системного кризиса, который переживает страна.

    Эффективность социального сопротивления низов и формирование общероссийской классовой повестки будут напрямую зависеть от того, насколько успешно левые силы включатся в борьбу за демократические преобразования, насколько смогут в ходе этой борьбы сформировать собственное движение, практически увязывающее демократические и социальные требования.

     

    Наивно думать, будто левые, представляющие собой сегодня лишь сумму разношерстных и малозаметных групп, смогут как-то вдруг и сразу стать мощной политической силой (даже формально объединившись). Путь к формированию политической силы лежит только и исключительно через участие в повседневной практической политике. И масштабы успеха всегда пропорциональны реальным возможностям борющихся. Другое дело, что возможности эти можно использовать, а можно и упускать. Или вовсе игнорировать. Потому что тот, кто ничего не делает, застрахован от неудач. В этом смысле большая часть наших левых не сильно отличается от представителей власти. И тем, и другим реальная жизнь и проблемы страны мало интересны.

    Практическая политика, сконцентрированная сегодня в Москве и Петербурге, дает возможность использовать выборы как фактор организации, налаживания связей с обществом.

    В противном случае либеральная оппозиция, какой бы оппортунистической и далекой от интересов масс ни была, станет единственным политическим представителем протеста – не только общегражданского, но и социального. А массы не поддержат левых. Просто потому что так и не узнают об их существовании.

     

    По материалам Борис Кагарлицкий

14

Комментарии

19 комментариев
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов4 августа 2019 г.-1+1
    Цитата: "Эффективность социального сопротивления низов и формирование общероссийской классовой повестки будут напрямую зависеть от того, насколько успешно левые силы включатся в борьбу за демократические преобразования...". Хорошо бы было, если бы Б. Кагарлицкий рассказал всем нам, что он подразумевает под демократическими преобразованиями в буржуазной России. Без этого все слова - это пустой звук, вызванный колебаниями воздуха.
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич Бурлуцкий4 августа 2019 г.-1
    Власовский флаг протестующий выронил (( А когда-то были своими ((
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов4 августа 2019 г.+3
    молодец, Боря! Мысль "Все на выборы" мы уловили.
  • Моис Мабутович Чомбэ
    Моис Мабутович Чомбэ4 августа 2019 г.-2+1
    А массы не поддержат левых. Просто потому что так и не узнают об их существовании. Вот главный вывод из всей статьи. Именно так дело и обстоит. Где вообще левые силы? Я имею в виду не какие то группки себя к таковым причисляющие, а реальные силы, могущие вывести на улицы сотни тысяч? Почему даже на этих выборах в МГД оппозиция это только креативщики из челяди олигархов? Где четкая, ясная, современная, а не 100 летней давности, левая идея, которая овладеет массами? Поднимать ту же современную молодежь ленинскими лозунгами про пролетариат, о котором нынешнее поколение не имеет никакого понятия, это утопия. Призывами к социализму можно отпугнуть и пожилое поколение, т.к. у них социализм ассоциируется с очередями в километр длиной за элементарной жратвой. Ведь никто не изучал толком историю экономики СССР и не знает, что 70е-80е это уже время реставрации капитализма, а никакой не социализм
  • Моис Мабутович Чомбэ
    Моис Мабутович Чомбэ4 августа 2019 г.+1
    Где теоретики, которые могут сформулировать идеи и на их основе разработать стратегию, которая станет основой политической тактики? Кто это? Зю? Сбитый летчик, струсивший в 1996. Удальцов? Ну из него теоретик такой же как и принц датский. Так кто??? У кого есть не просто лозунги и призывы, а реальные научные экономические и правоведческие исследования, лежащие в основе его идей?
    • Алексей Уралов
      Алексей Уралов4 августа 2019 г.+2
      время само вызовет этих лидеров, если народ созреет до необходимости перемен.
      • Моис Мабутович Чомбэ
        Моис Мабутович Чомбэ4 августа 2019 г.
        Мы же не на необитаемом острове и не на отдельной планете. Вокруг нас все делом заняты и растут как на дрожжах в экономическом плане. Будут они ждать пока мы созреем? Или им это надоест и они решат взять всё и поделить. Да и до чего созреем? В нынешних условиях созреть можно только до русского бунта бессмысленного и беспощадного.
        • Алексей Уралов
          Алексей Уралов4 августа 2019 г.+1
          все ждут когда мы сдуемся и превратимся в нечто подобное африканских колоний, которые сегодня также эффективно грабят как и двести лет назад хотя колонизаторы вроде и ушли оттуда.
          • Моис Мабутович Чомбэ
            Моис Мабутович Чомбэ4 августа 2019 г.
            Ну так они не слепые. Видят куда мы катимся. Как созреем, так и поделят на княжества и улусы, в которые в каждый воткнут по своему порошенко, которому очередной джо байден будет по телефону говорить что делать.
    • Сигизмунд Миронин
      Сигизмунд Миронин6 августа 2019 г.
      Тут теория и не нужна. Нужно исходить из геополитики. Закон Милова-Паршева. Никаких малых предприятий, никаких прозрачных границ, никаких обжирающихся Москв. Поэтому трогать режим себе дороже. Запад только этого и ждет.
  • Андрей Широнов
    Андрей Широнов4 августа 2019 г.-1+3
    Не интересны левым силам протесты либералов! От слова совсем! Потому как кроме протестов есть ещё и ИДЕЯ, кою можно разделить лишь с такими же левыми, но не либералами. Нынешние протесты это борьба внутри либерал-олигархии, отдельных её групп. Борьба абсолютно не ИДЕЙНАЯ.
  • Ласка Свирепая
    Ласка Свирепая4 августа 2019 г.-3
    Не тот ли это Кагарлицкий, что на зарплате у Ходорковского?
  • Kofesan Doc
    Kofesan Doc4 августа 2019 г.
    И власть и либерасты одинаково ленивы и глуповаты. Шансов на выборах у них не было. Примерно как у Собчачки (так и не ради "выборов" эту "дочь отца" Путин снарядил в президентши. Это был "хитроватый" способ влить в её кошелёк за счет гос-ства миллиард, а может и больше). А вот посольство СШП расчитало (имело повод) что, либо ... власть смалодушничает и пустит (всё равно об..ся). Либо мы долго будем наблюдать как обижают "детей", "стариков", "беременных женщин" и т.д
  • александр ставрогин
    александр ставрогин5 августа 2019 г.+2
    Как ни странно нет партии с главным лозунгом За советскую власть, который бы поддержало 70 процентов населения страны. Ренегаты зюммунисты давно не в счет - их идеал продолжать быть оппозицией при Путине и целоваться с попами.