Путин на минувшей пресс-конференции снова повторил, что России «нужен прорыв, нужно прыгнуть в новый технологический уклад, без этого у страны нет будущего». И даже обозначил первое прорывное направление – здравоохранение, образование и наука.
Таковы слова, а теперь обратимся к твёрдым фактам. Вот о чём они нам говорят языком беспристрастных цифр.
Изменения с 2000 года в России:
- школ было 68,1 тыс., стало 42 тыс.;
- больниц было 10,7 тыс., стало 5,3 тыс.;
- аварийного жилья было 9.5 млн. кв.м., стало 24.6 млн. кв.м.;
- чиновников было 1 млн. 162 тыс., стало 2 млн. 173 тыс.
Конечно, в какой-то степени сокращение числа больниц и школ – следствие оптимизации в медицине и образовании. Была одна больница – стала филиалом другой, более крупной. Было две школы – их объединили, одну сделали также филиалом. Сократились должности школьных директоров и завхозов, больничных главврачей и прочего управленческого персонала. А в остальном всё осталось так же.
Это по официальной версии. Но вот на практике всё так – да не так!
Были в сельской местности маленькие школы – их сократили, а учеников перевели в большие, например в райцентр или в другой посёлок, более крупный. Ученикам же выделили автобус…
Вот только времени на дорогу у них стало уходить сильно больше, а если вдруг снежные заносы или весенняя распутица, то и вообще уроки приходится пропускать. Как следствие – у молодёжи больше оснований уезжать из деревень, где их дети не могут получить нормального образования. И в общем сёла в Нечерноземье пустеют с удвоенной энергией. Прорыв? Да. Но в какую сторону?
Похожая картина и со слиянием больниц. Там даже по числу койко-мест идёт сокращение: в 2000 году их было 1,68 млн., в прошлом году стало 1,18 млн. Или, если посчитать иначе, было 115 больничных коек на 10 тыс. населения, стало – 80. Сокращение прошло по всем профилям, кроме онкологии. Болеть раком россияне стали чаще за эти годы…
Нам говорят: зато эффективность лечения повысилась, оборачиваемость койко-мест выросла. Вот только природа человека не изменилась за эти 18 лет. И если, скажем, хирургического пациента выписывают на 5-й день после операции вместо 10-го, чтобы госпитализировать другого больного, это означает, что все риски осложнений перекладываются на самого прооперированного и на поликлинический уровень.
А с ним тоже всё не просто. Нагрузка на врачей в поликлиниках возросла: если в 2000 году им проходилось принимать в среднем 166 человек в день, то теперь – более 200. При том, что ворох документов, заполняемых за один приём, тоже увеличился.
Посмотрим и на другую сторону статистики. В 2000 году государственных и муниципальных служащих было 18 чел. на 1000 занятых в экономике, теперь – около 30-и. Их численность растёт во всех ветвях и на всех уровнях власти, кроме муниципалитетов: там число чиновников поднялось всего на 5%. А, к примеру, в федеральных органах исполнительной власти штаты утроились.
Опять же, это всё – без различных жилищных ГБУ и контрольных ГКУ, которых за 18 лет расплодилось тоже немерено. И всей этой государственной да окологосударственной махине, похоже, никакая оптимизация не грозит. Что также можно считать реальным прорывом.
Вот только в какое светлое будущее заведёт нас победившая экономику бюрократия? И какой ещё прорыв она сумеет организовать? Больше чиновников – хороших и разных?
Комментарии