Патриарх Кирилл не так давно запретил в служении диакону Андрею Кураеву, широко известному своей либерально-консервативной просветительской деятельностью. Теперь его дальнейшую судьбу будет решать церковный суд. А погорел Кураев не как священник, а как популярный блогер – из-за его вызывающего высказывания о погибшем от коронавируса протоиерее Александре Агейкине, что стало «последней каплей» для руководства РПЦ.
История, с одной стороны, печальная: Кураев хоть по-своему, но все-таки отстаивал – и рьяно – ценности православия, за что, выходит, и поплатился. Но с другой стороны, ключевую роль тут сыграла, как можно уже заключить, далеко не божественная конъюнктура.
Представьте себе трагедию ученого человека, который стоит у истоков движения за консервативную революцию, читает философов Рене Генона и Мирчу Элиаде и пишет длинные тексты, полные тонкого юмора и сложных метафор. Он за возвращение к чистоте крови и веры наших предков, за автаркийное развитие страны и возрождение хоров мальчиков...
А потом вдруг обнаруживается, что его соратники – уже не те интеллигентишки, что были раньше, а толпа бритоголовых молодчиков, рассуждающие примерно так: «Я ни черта не понял из сказанного, но, кажется, он имеет в виду бить инородцев, громить выставки и очищать от скверны Россию, мать нашу!»
Тот ученый давай доказывать, что не это имел в виду (хотя на самом деле – именно это), но не потому что его терзают этические вопросы, а потому что понимает, что смена риторики ему невыгодна. Ибо для движения, где превалируют это новое хамье, он уже не представляет ценности: орать дурные лозунги здоров всяк с луженой глоткой – и в цене тут уже глотка, а не мозг. Эта невостребованность злит интеллектуала, и он, отчаянно борясь с новыми вождями, совершает все более неловкие шаги, включая задевающие единомышленников. В итоге его впрямь выставляют на мороз.
Примерно та же участь постигла и просвещенного попа-блогера Кураева. Во времена, когда в ходу было еще убеждение, а не топорные кричалки, этот специалист по окучиванию интеллектуалов сокрушался, что нет православных террористов и требовал запретить показ оскорбительных для верующих фильмов по ТВ. Он то и дело поливал дерьмом представителей других религий, советовал русским девушкам не ходить замуж за нерусских, выставлял фотки адских испанских республиканцев, от которых «спасли мир Франко, Муссолини и Гитлер»...
В общем хотел сделать карьеру в русле право-клерикального национализма. Подняться там он пытался на демонстрации мощного интеллекта: писал книжки, устаивал православные рок-фестивали, общался накоротке с интеллигентами. Судя по его амбициям, считал себя незаменимым и метил в кардиналы Ришелье.
Но оказалось что право-клерикальному национализму особо и не нужен его умище. Когда расклады поменялись, «прогрессивная общественность», то есть как раз ниша Кураева, стала все больше воротить нос от его проповедей. Большинство же в данном русле составила уже общественность «регрессивная», и на первый план вылезли совсем уже отмороженные фанатики-черносотенцы вроде Дмитрия Смирнова, ныне покойного Всеволода Чаплина, Андрея Ткачева и движение «Сорока Сороков».
Вроде бы восторжествовала как раз ультраправая линия Кураева, все вышло по его лекалам, как ему и желалось – только ему самому там уже места нет. Его последователям оказалось куда ближе эта простота: бабе рога обламывать, детей бить, сожительницы без брака – проститутки, большевики – шпионы, Ленин – еврей.
Вот Кураев и начал трепыхаться. И дотрепыхался до отлучения от службы.
В общем и не позавидуешь, и не посочувствуешь.
Государство российское и прочно встроенная в него идеологической ходулей РПЦ выметают из себя все хоть сколько-то мозговое, способное связать больше двух презрительных к народу слов. Но не сам ли блогер-богослов Кураев своим интеллектом этому всему и послужил?
Комментарии